Праздник
Рождество Христово
(празднуется 7 января н. ст.)
|
Тропарь прадника: Рождество твое,
Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии
звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и тебе ведети с высоты
Востока: Господи, слава Тебе!
Перевод тропаря: "Твое
рождество, Христос Бог наш, просветило мир светом познания (то есть
познания истинного Бога): через него (т.е рождество) поклонявшиеся
звездам звездою были научены поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познать
Тебя, Восток свыше, Господи, слава Тебе!
|
Когда прародители человеческого рода
подверглись изгнанию из рая за преступление заповеди Божией, тогда же
Господь, по неизреченному милосердию Своему, дал им первое обетование об
Искупителе падшего человечества, в котором заключалось пророчество о
Пресвятой Деве: "Семя жены сотрет главу змия".
И вот наступило время, когда все пророчества относительно
времени воплощения Сына Божия исполнились. Немногие ожидали в
обетованном Мессии Спасителя от греха и смерти; большинство же иудеев
ждали в Мессии великого царя-завоевателя, который освободит их от
римского гнета и даст им господство над другими народами. Ожидания рода
человеческого исполнились, когда Иудеею правил царь Ирод, а Римской
империей - император Август.
В это время кесарь Август послужил слепым орудием воли Божией и
повелел сделать народную перепись по всей его земле и в т.ч. в Иудее. В
силу этого указа каждый израильтянин спешил в свой родной город для
записи в государственные списки. Чудны дела Божественного Промысла для
исполнения Его таинственного обетования! Воля царя земного призывала
Иосифа и Пресвятую Марию в Вифлеем, чтобы исполнить волю Царя Небесного!
Они должны были прийти на родину царя Давида, где хранились родословные
списки их царственного племени, и Имя Иисуса, перед которым
преклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних, было вписано в
число подданных языческого властелина! Слава, Господи, смирению Твоему!
Да исчезнет всякая гордыня из сердец наших!
В суровое время года, без средств пустились в путь Иосиф и
Мария, который требовал не менее трех суток. Вифлеем, городок, в
древности Евфрафа, где родился Давид и там же помазан на царство, лежит к
югу от Иерусалима, на пути к Хеврону.
Наконец, достигнув Вифлеема переполненного пришельцами, не нашли
они места для успокоения. Напрасно святые странники искали приюта -
никто не принимает их, во всем городе нет для них уголка - "в обители не
бе им места". Без ропота отошли они от города в поисках уголка и в 200
шагах от источника Давида, среди каменистых скал нашли они пещеру, где в
непогоду обретали убежище пастухи со своими стадами. В глубине пещеры
углубление в скале служило животным яслями. В этой убогой пещере и нашли
приют святые странники.
Здесь, согласно пророчеству Исайи: "Сей вселится в высоце пещере
камене крепкаго; убежище его неприступныя скалы", в этой твердыне скал в
полночь Дева Мария родила прежде век от Отца рожденного Сына
нетленного: "роди и повит Его в яслех".
Болезни не сопровождали рождение Спасителя: Дева совершила
рождение, будучи преисполнена радости и крепости. Родила Дева Сына
своего и Бога нашего и немедленно приступила к служению Ему. Матерь Бога
нашего сама спеленала Его пречистыми своими руками, положила Его в ясли
и первая принесла Ему поклонение. С трепетом и в благоговейном
безмолвии преклонился Иосиф пред Пречистою Матерью и Сыном Ее, Богом
нашим.
Великое и новое чудо явил Господь миру при рождении Царя и
Спасителя человечества: вместо дворца - пустынный вертеп, вместо постели
- горсть соломы! Господь, не оставляющий без попечения и птиц небесных,
не приготовил по Своему мудрому домостроительству, собственности на
земле для Сына Своего единородного. Сын Божий, сущий на небесах,
почивает в яслях!
В минуту рождения Сына Божия отверзается небо; Слава Господня
осеняет землю, покрытую глубоким мраком. Сонмы ангелов нисходят с неба и
в радости воспевают воплощение сына Божия на земле.
Что же в это время делала земля, осиянная славою Божиею? Все
было погружено в глубокий сон: иудеи почили на законе, в ожидании
пришествия Мессии в блеске земного величия; язычники утопали в пороках у
ног идолов своих.
В Вифлееме тоже спали, но не все. С полчаса ходьбы от пещеры
было место, где некогда пас стада отца своего преславный царь Давид.
Здесь, в эту ночь, когда местные пастухи сторожили стада, внезапный свет
осиял их, и ангел Господень явился пред ними и сказал: "Не бойтесь; я
возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился
вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот
вам знак: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях".
Окончил небесный вестник благовестие, и внезапно явилось
многочисленное воинство ангелов, которые славили Бога и взывали к Нему:
"Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение".
Не сильным и богатым мира сего открыл Господь тайну свою, а
самым бедным и последним труженикам на пиру жизни; утаил от премудрых и
разумных - и открыл младенцам. Сам Бог приходит к нищим и убогим и
изливает на них потоки любви и милосердия.
Ангелы отошли на небо; окончилось величественное видение. Пришли
в себя пастухи, поспешили к знакомой пещере, где и нашли Пречистую Деву
и Младенца, лежащего в яслях, и поклонились Ему. В своем поклонении
принесли они Божественному Младенцу все, что имели: крепость веры и
чистоту любви ко Спасителю и Владыке своему. И спешили они
засвидетельствовать свои благоговейные чувства, рассказав Пресвятой
Матери Его все, что видели и слышали от ангелов. Счастливые пастухи
вновь поклонились Богомладенцу и удалились к своему смиренному труду по
всем окрестностям распространяя благую весть о чудесах священной ночи.
Божественная слава Богомладенца не утаилась во мраке, не одни
только бедные пастухи возвестили славу Божию. В признании и исповедании
Христа-Спасителя каждая тварь принесла родившемуся Господу дар: ангелы -
пение, пастыри - чудо, земля - вертеп, небеса - звезду, волхвы - дары,
люди - Матерь-Деву, язычество - начаток христианства в поклонении
волхвов. Так просияла Божественная слава родившегося Спасителя мира.
Перед рождением Иисуса Христа на востоке от Вифлеема явилась
чудесная звезда, в которой халдейские волхвы узнали звезду от Иакова,
предсказанную прорицателем Валаамом за 1450 лет, согласно которому на
Востоке издавна было распространено верование, что в Иудее родится
великий Царь, который будет владычествовать над всем миром, и что
рождение Его будет возвещено явлением необыкновенной звезды.
И вот избраннейшие из из Восточных мудрецов отправились в Иерусалим, чтобы найти Царя мира и поклониться Ему.
Предание говорит, что эти волхвы были цари или владетельные
особы из Персии, что они были трех возрастов и трех племен. Халдей
Мельхиор - старец, потомок Сима, перс Каспар - цветущий юноша из рода
Хама и эфиоп Валтасар - зрелый муж, потомок Иафета. Волхвами они
назывались не потому, что были чародеями. Так назывались у персов
мудрейшие наблюдатели природы, изучившие науку звездного неба.
Долго они странствовали и так как пришли в Вифлеем вскоре после
рождения Иисуса, полагают, что звезда явилась на востоке гораздо прежде
Рождества Христова, и именно, как полагают святые отцы, в час
архангельского благовестия. Эта звезда не подчинялась общим законам
небесных тел - она всегда шла впереди каравана волхвов по прямой линии к
Иерусалиму от востока на северо-запад. Временами она останавливалась,
скрываясь за облаками, как бы давая время для отдыха. Внешне одни ее
сравнивали с кометою, другие же с метеором.
Перед самым вступлением в Иерусалим звезда внезапно скрывается.
Волхвы вошли в город и известили о появлении звезды, предвестницы
рождения Мессии, но эта благая весть не произвела общей радости в
Иерусалиме. На вопросы волхвов, где родился царь иудейский, звезду
которого они видели на Востоке, смутился Ирод и весь Иерусалим.
Пригласил Ирод к себе волхвов и выведал все о чудесной звезде.
Созрел у него коварный план убийства Царя-Младенца, который, как
предсказывали свергнет его царство, завоеванное насилием, золотом и
людскими слезами. Ирод рассказал волхвам о пророчестве и рождении Царя в
Вифлееме и просил их поспешить туда и разведать о Младенце и, затем
известить его, Ирода, чтобы и он мог поклониться Мессии.
Выйдя от Ирода волхвы вновь увидели чудную звезду, которая привела их к самой пещере и остановилась над ней.
С благоговение вступили волхвы в подземный храм, освященный
присутствием самого бога, и, преклонив колена, поклонились ему. Согласно
древней заповеди, данной от Бога, они принесли в дар все, что считалось
достойным для приношения Богочеловеку. Мельхиор поднес Господу ливан,
или ладан, как Богу фимиам; Валтасар - золото, как Царю веков; Каспар -
смирну, как Богочеловеку, отдавающему себя на крестную смерть за грехи
всего мира.
Свет великий осиял ходивших во тьме, и волхвы снова падши наземь, поклонились Богомладенцуи Его Пречистой Матери.
По достижении цели своего странствования волхвы собрались
обратно, но ангел, явившись им во сне, открыл им злобные намерения Ирода
и велел вернуться другим путем. Священное предание сообщает, что мудрые
волхвы, просвещенные Божественною благодатию, были впоследствии крещены
апостолом Фомою, проповедником Евангелия в Персии.
Христианская церковь ежегодно празднует Великое событие
Рождества Христова. К достойному Его празднованию верующие христиане
готовят себя сорокадневным постом, известным под именем Рождественского
или Филиппова. Канун, или день навечерия праздника, проводится в особо
строгом посте и называется сочельником, т. к. по уставу церковному в
этот день полагается употреблять в пищу сочиво, или пшеницу с медом
после появления первой звезды.
В навечерие, если оно случится не в субботу или воскресение,
совершаются Царские Часы, и около полуночи Литургия Василия Великого с
Вечернею. В самый же праздник совершается Литургия Иоанна Златоустого.
За материалами сайта http://home.ural.ru/
|