ПОЖЕРТВОВАТЬ
Наш банер

СМОТРИТЕ

ПРОГНОЗ ПОГОДЫ
Сайты


ГЕОГРАФИЯ САЙТА
free counters
ИНФОРМАЦИЯ
Главная | Мой профиль | Вход | RSS
Понедельник, 11.12.2017, 06:42

Вы вошли, как Гость
Група "Гости"

Статистика
ПЕРЕВОД САЙТА
Выбрать язык / Choose language:
Ukranian
English
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Korean
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish
СЕГОДНЯ
О КРЕЩЕНИИ РУСИ

Календарь
Актуально
Праздники
Православные праздники
Поиск
География
МЫ В СОЦ.СЕТЯХ

Друзья сайта
Партнеры сайта
CY-PR.com

PR-CY.ru

Яндекс.Метрика



Главная » Статьи » Петриковская роспись

Петриковская роспись
Петриковская роспись возникла задолго до появления христианства и играла роль оберега. Люди верили, что в красоте есть какое-то волшебство, духовная сила, и поэтому окна и двери домов и даже одежду обрамляли магическим орнаментом, который защищал хозяев. Эта древняя традиция орнаментики сотни лет широко использовалась в быту украинцев, в частности, у запорожских казаков, и была популярна в поселениях южных районов Приазовья, а сохранилась только в старинном казацком селе Петриковка. Петриковка - удивительный уголок Украины, где сохранились национальные традиции самобытного искусства украинской живописи. Рассматривая картины, общаясь с мастерами, мы познаем собственную историю, приобщаемся к культуре наших предков, обогащаем свой духовный мир.

Прославилась же Петриковка благодаря самобытной декоративной росписи, которая возникла вместе с первыми поселенцами во второй половине XVIII века. Они начали строить светлые глиняные дома, украшая их цветной глиной, хозяюшки старались расписывать свои хаты цветочными узорами. Разрисовывали стены, печь, камин, внешний фасад дома - все это создавало единый художественный ансамбль.

В основе петриковского искусства лежит образное, восприятие родной природы, любовь к украинской земле. Классическими элементами петриковской живописи являются окружающие художника растения, изображение которых, к слову, не используется ни в одном из существующих видов росписи. Орнаментные мотивы, где преобладают яркие, насыщенные тона, привлекают внимание не только колоритом, но и удивительной целостностью творческой идеи. А кажущаяся на первый взгляд простота рисунка в действительности скрывает долгую и кропотливую работу художника, филигранно изобразившего мельчайшие детали картины. Очевидно, именно так и должно рождаться чудо, которому суждено восприятие не глазами, а душой и сердцем. Основными мотивами росписи являются полевые цветы, ветки калины, мальвы, пионы, астры.



Свои шедевры жительницы села создавали посредством кисточек, палочек, обмотанных материями и просто пальцами. Палитра используемых красок изобиловала самыми яркими, самыми насыщенными цветами. Каждая хозяюшка стремилась сделать свой дом самым живописным, считалось, что яркие красивые картины являются внешним проявлением духовных богатств внутреннего мира человека. К обитателям же не расписанных хат относились как к людям темным и морально убогим, с которыми даже здороваться не стоит. Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли «чепурушками». Именно они передавали навыки росписи из поколения в поколение.

Основоположники традиции росписи не отличались материальным достатком, поэтому их изобразительные средства были предельно простыми: дешевые анилиновые красители, кисточки из кошачьей шерсти, заостренные или обмотанные тканью палочки, а то и просто пальцы. Но именно такие немудреные инструменты, использующиеся, кстати, до сих пор, позволяли создавать самобытные образы.

Помимо самих петриковцев активное участие в развитии промысла принимают и их... кошки. Дело в том, что петриковские художники рисуют не только профессиональными, но и самодельными кисточками, сделанными из кошачьей шерсти (так называемые кошачки). Для этого годится только шерсть самой обычной (ни в коем случае не пушистой!) сельской кошки: на животике или с бочков у нее отрезают пучок снопиком, наматывают на отточенный черенок и делают такой кисточкой самые тонкие и сложные узоры.


 Родилась петриковская роспись на чистой белой стене украинской хаты-мазанки, а также на цветном насыщенном фоне народной мебели и музыкальных инструментах. В сок растений добавляли яичный желток, и этими природными красками хозяйки разрисовывали свои дома внутри, а иногда и снаружи. Рисунки не были рассчитаны на долгую жизнь. Раз в год под великий праздник все настенные росписи смывали и наносили новые. Это отвечало внутренней потребности человека освежить среду обитания, обновить мир вокруг себя. Любая женщина могла расписать интерьер своего дома, причем каждая хотела сделать это лучше, чем соседка, явив миру свой вкус, темперамент, духовность. Отсюда и выражение: «У неї в хатi, як у церквi».

В начале XIX века полюбившаяся петриковцам роспись распространилась на предметы домашней утвари — посуду, сундуки, брички. Потребность в подобном декоре побуждала к занятию рисованием целые семьи, предлагавшие свои работы на базаре. А поскольку в то время Петриковка была крупным торговым центром, работы сельских художников снискали популярность в других регионах Украины. Занятие художественным ремеслом постепенно становилось уделом наиболее квалифицированных народных мастеров, избравших рисование профессией. И уже к началу XX столетия тривиальный бытовой декор прочно утвердился как самобытный жанр народного искусства. В конце XIX столетия Петриковка легко освоила масляные краски, которыми местные мастера ранее не пользовались (сегодня к ним добавились даже акриловые и керамические). Искусство росписи развивалось, появлялись новые сочетания цветов, совершенствовалась техника, и тогда же возникла категория живописцев-полупрофессионалов, работавших на заказ. Позже, когда в продаже появилась бумага, в Петриковке начали рисовать так называемые малёвки. Ведущую роль в этом сыграла группа народных мастеров, живших и работавших в Киеве. Под их влиянием формируются основополагающие принципы творчества художников Петриковки. В композиции рисунков сокращается количество мотивов, упрощаются их формы, что придает изображению выразительность и эффектность. Но, как и прежде, основу бесконечного орнаментного многообразия составляют вековые традиции домовой росписи, воспевающие образное восприятие природы и любовь к родной земле.



К сожалению, с наступлением первой мировой, а затем и гражданской войны и особенно коллективизации петриковская роспись пришла в упадок, крестьянский быт лишился радости, а с ней — и желания творить красоту.

Возможно, замечательная народная традиция оказалась бы навсегда утерянной, не будь подвижника — местного учителя Александра Стативы. Благодаря его стараниям в 1936 году открылась сельская школа декоративного рисования, преподавателем которой стала последняя петриковская чепурушка Татьяна Пата. Сама она это отрицала: «Меня научили мама с бабушкой, а их — родители». Тем не менее, именно эта уникальная женщина, не умея ни читать, ни писать, первой начала преподавать в основанной в 30-е годы школе декоративного рисования и обучила тонкостям мастерства целую плеяду мастеров (раньше мастерство передавалось только внутри семьи).



И хотя деятельность школы ограничилась лишь двумя довоенными выпусками, усилия не были напрасными. После войны один из учеников школы, Федор Панко, создал в селе творческое объединение «Петриковка», а затем — экспериментальный цех подлаковой росписи, обогативший народный художественный промысел новым жанром.

В послевоенные годы, когда некоторые петриковцы уехали работать в Киев на экспериментальный завод художественной керамики, их искусство поначалу вызвало массу критических отзывов. «Селянське мистецтво» казалось несовместимым с таким аристократическим материалом, как фарфор, но петриковская роспись утвердилась и там. Пример тому — подаренная ООН ваза, которую расписала известная художница из Петриковки Марфа Тимченко.

 
Как художественный промысел петриковская роспись сформировалась в конце 50-х годов, когда при художественно-промысловой артели «Вiльна селянка» (затем — фабрика «Дружба»), которая специализировалась на выпуске изделий с вышивкой, был организован цех по изготовлению сувениров. Народный промысел загнали на конвейер — после утверждения определенного образца его тиражировали без ограничений. Так на протяжении последних 40 лет у обывателя сложилось представление, что петриковка — это обязательно яркая роспись на черном фоне. На самом деле черный фон никогда не был характерен для традиций петриковской росписи. Родоначальники таких цветовых сочетаний — азиатские культуры. Но поскольку роспись на черном фоне выглядела эффектно, и такие изделия хорошо продавались, вышестоящие инстанции в Киеве охотно утверждали рисунки, а заводское начальство «гнало поток». (Немаловажным фактором было и то, что черный фон скрывал дефекты дерева).


В 60-х годах возродился давний вид народной графики — роспись деревянной посуды. Тарелки в Украине расписывали еще с XVIII века. Вначале их выдалбливали, а позже — вытачивали на токарном станке. На ровную поверхность тарелки, которую тщательно зарисовывали масляной краской в один цвет, масляной же краской наносили растительный орнамент или натюрморт, и дерево с лицевой стороны тарелки полностью исчезало под краской. Когда в украинском народном творчестве утвердилась подлаковая роспись, мастера декоративной графики вернулись к росписи деревянной посуды. В краски подмешивали немного лака, благодаря чему они становились прозрачными, и сквозь них хорошо просвечивалось дерево. Первые такие тарелки появились в 1963 году.



1991 году возник центр народного искусства «Петриковка», который стал первым в Украине предприятием, находящимся в собственности народных умельцев. Все работы выпускаются в авторских сериях, и трудно поверить, что несколько десятилетий петриковский умелец годами повторял 2-3 утвержденных в Киеве узора. Тогда петриковцы «дошли» до того, что расписывали даже пластмассовые тарелки.



В начале нынешнего века начали поговаривать о том, что самобытное народное искусство Петриковки себя исчерпало. Видимо, поводом для этих слухов послужило известие о банкротстве в 2003 году фабрики «Петриковская роспись». Столь же незавидная судьба постигла и концерн «Украинский художественный промысел», имевший представительства во всех регионах страны. К счастью, судьба народного искусства оказалась небезразлична тем, для кого оно стало делом жизни. Около 40 художников создали «Центр народного искусства «Петриковка», объединивший 22 членов Союза художников и шестерых заслуженных мастеров народного творчества. Это производственное творческое предприятие — главный хранитель и продолжатель славных традиций петриковской росписи, образцы которой представлены в художественных музеях более чем 40 стран мира



Сегодня 45 мастеров работают только по собственным замыслам и эскизам. Наибольшим спросом пользуются работы Нины Турчин, Валентины Деки, Катерины Тимошенко, Андрея Пикуша. Но, пожалуй, намного важнее, что не иссякает поток посетителей центра, среди которых много детей. Их восхищенные глаза — ценнее наивысших оценок самых титулованных искусствоведов. Ведь, в отличие от взрослых, ребятне незачем лукавить, они способны безошибочно распознать обыкновенное чудо подлинного искусства.

В настоящее время в Петриковке действует музей народного творчества, его экспозиция включает множество шедевров этнической живописи – это картины, расписные предметы быта, украшения. Здесь также находятся мастерские, где можно не только понаблюдать, как работают художники, но и самому попробовать научиться, что-нибудь рисовать в петриковском стиле. И, конечно, тут продаются всевозможные сувениры, также мастера с удовольствием рисуют поздравительные открытки, расписывают украшения индивидуально для любого желающего.

Режим работы музея с 9:00 до 17:00, выходной суббота, воскресенье. пгт. Петриковка, ул. Ленина, 65, +38 (05634) 2-22-64, 2-22-70

Відомі майстри петриківського розпису кінця 19- го – 20 –го століття. 

1. Пата Тетяна Якимівна - Заслужений  майстер народної творчості України.

2. Білокінь Надія Аврамівна- член Спілки художників України.

3. Пилипенко Ярина Улянівна – народниї майстер.

4. Павленко Параска Миколаївна – народний майстер.


Відомі майстри петриківського розпису 1930 -1950-х років.

1. Тимченко  Марфа Ксенофонтіївна – народний художник України, лауреат Шевченківської премії.

2. Клименко – Жукова Віра Феодосіївна - Заслужений  майстер народної творчості України.

3. Павленко  Віра Іванівна - Заслужений  майстер народної творчості України.

4. Павленко  Галина Іванівна - Заслужений  майстер народної творчості України.

5. Глущенко Поліна Іванівна -  Заслужений  майстер народної творчості України.

6. Панко Федір Савович - Заслужений  майстер народної творчості України.

7. Соколенко  Василь Іванович - Заслужений  майстер народної творчості України.

8. Кудіш Зоя Валентинівна  - член Спілки художників України.

9. Пруднікова Галина Іванівна – народний майстер

10. Шишацька  Марія Тихонівна – народний майстер

11. Пікуш Олександра  Аврамівна  - народний майстер

12. Завгородній   Іван Федосійович -  народний майстер

13. Данилейко Ганна Евтифіївна – народний майстер.

14. Клюпа Евдокія Яківна – народний майстер.                                             

15. Шулик Надія Митрофанівна – - член Спілки художників України.


Відомі майстри, що працювали на фабриці « Дружба» 1960 – 2000 рр.

1. Самарська Ганна Миколаївна - Заслужений  майстер народної творчості України., Народний художник України.

2. Чорнуський Анатолій  Олексійович -  Заслужений  майстер народної творчості України.

3. Чорнуська Ніна Тихонівна – народний майстер.

4. Горбуля Людмила Миколаївна - Заслужений  майстер народної творчості України.

5. Бай  Любов Тимофіївна – народний  майстер.                                             

6. Лавріненко Григорій  Тихонович – народний майстер.                                       

 7. Штаній Зінаїда  Пантелеймонівна – народний майстер.

8. Кондратюк Надія Іванівна – народний майстер.

9. Масюкевич Ганна Іванівна – народний .

10. Родочинова Любов Григорівна – народний майстер.

11. Пікуш Надія Андріївна – народний майстер.

12. Геймур Наталія Феодосіївна – народний  майстер.

13. Кошова  Зинаїда - народний майстер


Майстри петриківського розпису Центру народного мистецтва «Петриківка» 1991 – 2014 рр.

Члени Національної спілки художників України.

1. Глущенко Володимир Андрійович - Заслужений  майстер народної творчості України.

2. Турчин Ніна Іванівна -  Заслужений  майстер народної творчості України.

3. Пікуш Андрій Андрійович - Заслужений  майстер народної творчості України, Народний художник України.

4. Пікуш Марія Іванівна - Заслужений  майстер народної творчості України.

5. Дека Валентина Іллівна - Заслужений  майстер народної творчості України.

6. Рибак Наталка Михайлівна - Заслужений  майстер народної творчості України.

7. Карпець Валентина Іванівна -  Заслужений  майстер народної творчості України.

8. Калюга Наталка Родіонівна

9. Тимошенко Катерина Михайлівна

10. Дека Микола Васильович

11. Яненко Марія Іллівна

12. Бородіна Ніна Вікторівна

13. Кібець Ірина Дмитрівна

14. Шевченко Вікторія Дмитрівна

15. Панко Валентина Федорівна

16. Міленко Валентина  Іванівна

17. Піскун Ірина Петрівна

18. Скляр Ліана Федорівна

19. Пата Тетяна Федорівна

20. Шишацька  Тетяна Анатоліївна

21. Біленко  Світлана Миколаївна

22. Турчин Таїсія Іванівна

Народні майстри.

1. Курінька Марія Никифорівна

2. Тесленко Тамара Петрівна

3. Іванченко Любов Григорівна

4. Зубко Надія Степанівна 

5. Кошова Юлія Миколаївна  

6. Старостенко Наталія Миколаївна

7. Четверик Ольга Григорівна

8. Белозьорова   Олена Миколаївна

9. Купренко Наталія Іванівна

10. Бородіна  - Рудовол Наталія Сергіївна                 

11. Іванченко Вікторія Вікторівна

12. Захарченко Яна Вікторівна

13. Красевич Вікторія Вікторівна

14. Єрмолаєва Олена Олександрівна

15. Ніздрань Юлія Миколаївна

16. Назаренко Галина  Олександрівна

17. Рижик Валентина Вікторівна

Пытаясь найти себя люди, порой обращаются к ценностям, неброским, находящимся в отдалении, несущим на себе печать времени, великих событий и жизней. Этот фильм, попытка Мастера понять суть своего происхождения и вернуться к истокам. Народная киностудия "Современник" областного киноклуба профсоюзов города Днепропетровска. Руководитель и режиссер Стафидов Анатолий Петрович. Фильм для нашего сайта любезно предоставил Тищенко Владислав Эдуардович один из учеников мастера.



Категория: Петриковская роспись | Добавил: admin (26.02.2013)
Просмотров: 8756
 
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

СВЯТО-ПОКРОВСКИЙ СОБОР, ул. Красноармейская, 1, пгт. Петриковка, Петриковский район, Днепропетровская область,

тел. +3805634 2 4616, email: newbegin3@gmail.com