Первейшая добродетель - прощение и незлобие. Прощай все и всем. Молись, чтобы Господь дал дар прощения, молись за обидчика, делай ему добро. Помни, что тебе Господь прощает гораздо больше, чем ты можешь простить, и надо быть благодарным за эту милость. Благодарность и будет в прощении обид.
Всепрощение приносит мир. Мир есть плод благодатный Духа Святаго. Прощение обид приводит к незлобию, а незлобие - мало-помалу к любви. Побеждай благим злое, как Тихон Задонский, от мощей которого и поныне исцеляются бесноватые.
Труднее всего врагам прощать, молиться за них и делать добро. Это под силу только беззлобному. Поэтому приобретай беззлобие и благодушие делами милосердия: подавай милостыню, как можешь, - и словом, и делом.
Трудись для себя и в Бога богатей, как тот благочестивый крестьянин, который все прибытки хозяйства делил на три части: монастырю, нищим и себе.
Делая для других, спасаешь себя. Один человек две недели постился, а другой служил больному. Оказывается, этот другой угодил Богу больше. Третий не осудил блудниц и тоже угодил Богу.
Иной не соглашается с греховными помыслами, противостоит им молитвой и этим угождает Богу. Надо знать, что кто противится злым помыслам, тот назида-ется хорошими мыслями. Худая мысль - продолжение греха. Не то страшно, что помыслы возникают, а то, когда мы им даем ход, следуем им и согрешаем.
В каждом деле и мысли, если они хороши, присутствует Бог. Когда же мысли блуждают, вспоминается то одна гадость, то другая и ложится грязным пятном на душу, но-не надо отчаиваться. Надо постоянно и вовремя смывать эти пятна покаянием, помнить, что на званый пир мы должны прийти в чистой одежде. Аминь.
Протоиерей Валентин Мордасов
|