По свидетельству святого евангелиста Луки, целью восшествия Христа на Фаворскую гору была молитва, а не преображение: "Взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться" (Лк.9,28). Само Преображение как чрезвычайный факт явилось следствием и результатом молитвы. Во время молитвы "вид лица Его изменился, и одежда его сделалась белою, блистающею" (Лк.9,29).
Божественное Откровение учит нас, что Бог не только живет во свете неприступном как в Своей, Ему присущей стихии,—Он сам в существе Своем есть Свет. Не случайно Он именуется Солнцем правды, могущим просветить каждого человека. В силу этого каждое разумное существо, как человеческой, так и ангельской природы, в общении с Богом, своим Творцом, имеет счастье попадать в сферу этого благодатного Света, просвещается, согревается и освящается лучами Его. Вспомним, как Боговидец Моисей, великий из пророков, которому были открыты тайны Божий, во время беседы с Богом на Синайской горе приобщился этого Божественного света не только на время, но на всю жизнь. Когда он сходил с горы, на него не могли смотреть, ибо лицо его излучало палящий свет. Моисей до конца дней своих носил на голове специальное покрывало.
В нашем общении с Богом, через нашу беседу с Ним мы имеем возможность приобщиться к свету и ходить во свете Христовом. Вот и сегодня мы пришли за этим в храм Божий и верим, что Про-сиявший ныне на Фаворе сияет во все дни и просвещает Своим светом всякого приходящего в мир.
Грех, а также его разрушительные последствия часто закрывают от нас свет Христов. И сами мы, как Адам после грехопадения, пытаемся скрыться от всевидящего ока, от светящих лучей Христа, стараемся скрыться в места темные и как будто незаметные.
По природе своей мы от того Света, мы часть Его. Преподобный Макарий Египетский из личного опыта свидетельствует, что в каждом человеке есть этот свет. Но пока наша душа скрывается в храмине плоти, плоть закрывает иногда этот свет. В минуты особого духовного подъема и озарения этот свет пронизывает все наше существо, освещая нас не только внутри, но и снаружи. Многие угодники Божий, по свидетельству преподобного Макария, достигали такой вершины совершенства, что их видели в огне стоящих и сияющих. Преподобные отцы учат, что в каждом человеке есть Божий свет, и если мы дорожим им, ходим во свете, умножаем его, то в момент, когда человек предстанет перед Богом, свет этот будет нашим лучшим одеянием, прекраснейшей одеждой нашего оправдания. Слово Божие говорит: "Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их" (Мф.13,43).
Как же уберечь в себе Божественный свет? Как сохранить его и не погасить?—Для этого дается человеку благодать молитвы. Молитва—это беседа с Богом. Молитва—это средство общения с Ним. Сам Христос Спаситель неоднократно, и особенно в момент своего преображения на Фаворе, являл нам пример возвышенной молитвы, могущей творить дивные дела, приводить человека в состояние, называемое преображением.
У человека всегда есть счастливая и благодатная возможность приблизиться к Богу, открыть ему всю наготу своей души, все сказать в молитве. Молитва возносит человека горе, до небес, делает его собеседником Божиим и соучастником блаженства всех небожителей. Молитва подобна фимиаму, она доходит до небес, умиротворяет нас, угашает наши страсти и скорби, преображает нас.
Священное Писание, история Церкви, жития святых и духовный опыт свидетельствуют, что в час молитвы люди не только умом и сердцем возносились горе, но, преображаясь, телесно подымались над землей.
Молитва открывает человеку ведение, умножает благодатные дары Святого Духа. Святой пророк Даниил во время молитвы получил от архангела Гавриила весть о наступлении Царства Христовой благодати. Престарелые праведные Иоаким и Анна во время молитвы получили от Ангела радостную весть о рождении от них благословенной Отроковицы Марии. Святой Захария в молитве в храме принял от архангела Гавриила благодатную весть о рождении Иоанна Предтечи. В молитве Пресвятая Дева восприняла весть архангела Гавриила о рождении от Нее Сына Божия. В молитве преподобный Сергий получил откровение об умножении чад послушания. В молитве преподобный Сергий сподобился посещения Богоматери с апостолами. В молитве многие святые угодники получили чрезвычайные откровения, служившие потом утешением и назиданием верующим. Обо всем этом мы говорим сегодня для того, чтобы понять силу молитвы, могущую преобразить и нас по примеру нашего Спасителя. В преображении нуждается человек. Оно необходимо для жизни. Жажда преображения свойственна нашему духу в силу нашего богоподобия.
Каждое евангельское событие учит нас истине и делает нас причастниками этой истины. Но чтобы стать причастником истины, каждому из нас необходимо быть настоящим человеком, сыном Божиим, чадом Божиим, ходящим во свете Христовом. А та¬ким может сделать нас молитва. В молитве можно познать, насколько благ Господь. Кто вкусит однажды этой благости, для того молитва станет потребностью.
В праздник Преображения Господня, испросим у Преобразившегося Господа дара боговедения Моисея, ревности пророка Илии, веры апостола Петра, любви апостола Иоанна, терпения апостола Иакова, сподобившихся быть свидетелями Преображения.
Господи! Молитвами Пречистой Твоей Матери да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный. Не лиши нас последнего преображения, когда по Твоему неложному обещанию праведники воссияют, как солнце, в Царствии Отца Небесного. Аминь.
БЛАЖЕННЕЙШИЙ МИТРОПОЛИТ ВЛАДИМИР(САБОДАН)
|