Евангелии есть повествование о том, как Господь Иисус Христос освободил от
тяжкого недуга беснования несчастного человека, которого захватил в свою власть
не один злой дух, а целый легион злых духов - этих врагов Божиих и врагов
человечества. Когда мы с
вами читаем или слышим это Евангелие, то не можем, конечно, не обратить внимания
на то место, где говорится, как злые духи, владевшие человеком, увидя
приближавшегося Спасителя и поняв, что пришел конец их злобному насилию и
мучению несчастного, стали просить Его, чтобы Он позволил им войти в стадо
свиней, пасшихся тут же на берегу озера. Обратите
внимание на то, как Господь всегда готов исполнить просьбу Своего создания,
если только она обращена к Нему с верой. Господь исполняет просьбу, то есть,
если угодно, молитву даже злых духов. Он им позволил то, о чем они просили Его.
А без Его державного изволения они этого сделать не могли. Почему
Господь это попустил? Что это означает? Святой Иоанн Златоуст, говоря об этом
обстоятельстве, указывает прежде всего на то, что это «идет на пользу
слушателей», дабы они поняли, насколько злые духи ненавидят всякое творение
Божие; ненавидят настолько, что, получив власть над этими бедными животными
(которые были также творениями Божиими), они ничего другого не придумали, как
их погубить, ибо они ненавидят лютой ненавистью все сотворенное Богом.
Но вот
что, возлюбленные. В этом же Евангелии мы с вами читаем, что жители города,
узнав о том, что произошло, стали просить Господа отойти подальше от них. Не
пригласили Его в свой город, а наоборот - стали Его умолять, чтобы Он ушел от
них. И, как говорят Святые Отцы - толкователи Святого Евангелия, этот поступок
был греховный, не добрый, потому что они (жители) испугались того, как бы
этот неожиданный Чудотворец, пришедши к ним в город, не нарушил бы привычный
для них порядок их жизни. Они уже потерпели убыток, потеряв несколько тысяч
голов скота, когда Он еще только приблизился к городу! Что же может получиться,
если Он в самый город придет?! Это - пример корыстного страха. Нечто подобное бывает
и теперь, когда человек как-то боится допустить Господа войти в его душу. Разве
не слышатся иногда от православных христиан примерно такие речи: «Мы - не
монахи! Разве можно от нас требовать то, что требуется от монахов и от
духовенства? Мы -простые миряне». И когда они так настаивают на том, чтобы их
внутренний мир ничем бы не был обезпокоен, на том, чтобы им не признавать за
собой никаких духовных обязательств, то как они напоминают речь жителей города
Гадары, которые вышли к Спасителю и просили Его удалиться от них подальше!
Берегись
поступать так с Божией благодатью, человек! Не отстраняй ее от себя. Правда,
здесь Господь, милостиво исполняя их просьбу, отошел от них, но вместо Себя Он
оставил воодушевленного проповедника -того, кого Он исцелил и который потом по
всему городу проповедовал о том, что сотворил ему Господь; проповедь его так
сильно повлияла на народ, что, по словам Евангелия, когда Спаситель в
следующий раз приблизился к этому городу, народ побежал к Нему навстречу, неся
больных и прося их исцеления.
Читая или
слушая Святое Евангелие, мы видим, как злые духи стараются вредить всему существующему.
А ведь Церковь нас учит тому, что они были сотворены Богом светлыми и добрыми
и, только взбунтовавшись против Бога, потеряли свои добрые и светоносные
свойства и стали темными духами злобы.
Как
произошло падение первого ангела, неведомо нам. Церковь только говорит, что
первый из ангелов, созданный Богом особо могучим и светоносным, возмутился
против своего Творца и захотел сравняться с Ним. Вот вам, если угодно, первая
революция! Первый революционер -это диавол, который хотел на небе устроить
революцию, возмутить других ангелов против Царя Небесного, но был низвергнут
с позором оттуда. Вот кто был первый революционер; ему родственны по духу и все
последующие революционеры...
Будем это
помнить. Но будем помнить и то, что Церковь, предупреждая нас о коварстве и
злобе, злых духов, вместе с тем утешительно благовествует о светлых ангелах,
которые стоят на страже и на защите рода человеческого. Недаром мы с вами
молимся в молитве, которая так часто повторяется: «Огради нас святыми Твоими
ангелами», ибо они, действительно, ограждают нас, в особенности тот ангел-хранитель,
который никогда не оставляет человека и является его самым верным, самым
неподкупным другом. Даже
тогда, когда человек отдается греху и в этом грехе злой дух мог бы им
завладеть и его погубить, ангел-хранитель защищает человека, не допускает злого
духа им овладеть и его охраняет, надеясь на его покаяние в будущем.
Помните
всегда о том, что в каких бы мы ни были трудных положениях, какая бы опасность
нам ни грозила, если мы с верою призовем на помощь своего ангела-хранителя, он
нас спасет. Ибо для того он и послан к нам Господом, чтобы нас охранять и своей
могучей рукой отстранять от нас всякую опасность...
«Также, - добавляет Иоанн Златоуст, - Христос сделал,
то есть совершил это, чтобы ты понял, что если бы они (то есть злые духи)
только могли, то они с людьми бы так же поступили». Но только сила Божия
сдерживает злых духов и не допускает им вредить роду человеческому. Иначе, как
говорили Святые Отцы, злые духи в один момент погубили бы по злобе своей весь
человеческий род. Заметим
еще, что речь идет о свином стаде; а вы, вероятно, знаете, что по законам
народа иудейского, по законам Библии и Ветхого Завета свинья - нечистое
животное, которое нельзя было ни употреблять в пищу, ни держать. Поэтому
пребывание там свиного стада было соблазном для правоверующих иудеев, почему
Господь и попустил, чтобы этот соблазн был так неожиданно удален.
Митрополит
Филарет (Вознесенский)
Публикуется
в сокращении
|