ДЕТЕЙ УЧАТ РИСОВАТЬ ПАЛЬЦАМИ
Во дворе Петриковской школы детского художественного творчества нас встречали местные жители — с караваем на вышитом рушнике и народными песнями. Местные жители, из пяти тысяч которых рисованием занимается три, с гордостью отмечают, что к юбилею школе присвоили имя талантливой землячки — Татьяны Пети. Именно эта мастерица одной из первых в Украине начала возрождать традиции петриковской росписи. Однако на вопросы, когда же именно зародилась техника и кто был ее зачинателем, петриковцы разводят руками и говорят, что к ней можно отнести и те рисунки, которыми украинские хозяйки несколько веков назад расписывали стены хат, печи, кувшины, тарелки, ложки и другие предметы быта.
Конечно, воспитанники местной школы не расписывают стены домов, а основной рабочий материал — белая бумага. На нем они учатся делать первые пробы кисти. Кроме росписи, которой детей учат в течение пяти лет, в школе преподают живопись, рисунок, историю искусства и композицию. Посещают художественную школу три раза в неделю, но дети с большим удовольствием идут сюда даже в выходные.
— Я всегда прошу маму привести меня в школу в субботу как можно раньше, чтобы успеть сделать все задания, которые задают учителя, — рассказала девятилетняя Лиза Кривогуб. — Всегда выбираю светлые и яркие цвета. Больше всего я люблю рисовать цветы, хотя и не все получается так, как хочется.
Удивило, что детей учат рисовать не только кистями (кстати, щеточки к ним делают из кошачьей шерсти), но и пальцами. Именно так рисовали наши предки, следуя принципу — минимум средств и максимум выразительности, объясняют в художественной школе. Так намного удобнее рисовать калину, виноград, георгины и тому подобное: просто макаешь палец в краску и оставляешь отпечаток на бумаге. За этим занятием «День» и застал воспитанников школы: дети именно рисовали открытки к юбилею школы.
Еще одна особенность учебы в школе — свобода выбора в творчестве: учителя ни в коем случае не навязывают детям, что именно им рисовать. Директор школы Мария Пикуш убеждена, что только так рождается мастер, когда учитель учит ребенка правильно держать руку и дает советы. Единственное, в чем ограничивают свободу детей, — выбор красок для рисования. По словам пани Пикуш, непрофессионалам трудно отличить качественные краски от подделки, поэтому учителя сами покупают необходимые материалы и раздают их всем детям бесплатно. Выбирая краски для петриковской росписи, учитывают еще и их цветовую насыщенность и яркость — они должны максимально отвечать натуральным оттенкам, существующим в природе. Кстати, несколько веков назад вместо красок использовали сок свеклы, моркови и других овощей и фруктов. Но жители Петриковки с охотой отдают детей в школу не только из-за этого. Здесь их дети проводят свободное время, а также готовятся к будущей профессии: для большинства петриковцев эта проблема решается сама собой.
А Я МАСТЕРА УЗНАЮ ПО УЗОРАМ
Петриковка славится еще и единственным в Украине обществом народных мастеров «Петриковка». Раньше, во времена Союза, они расписывали вазы и посуду в местном цехе петриковской росписи. После распада Союза цех закрылся, но желание творить взяло верх — в 1991 году мастера создали такой союз.
— Ныне у нас работает более 40 ведущих мастеров, среди них — 20 членов Национального союза художников Украины и пять заслуженных деятелей народного творчества Украины. Их произведения с успехом выставлялись в Польше, Канаде, Франции, Голландии, Германии, США, Японии и Китае, — рассказал директор Центра Андрей Пикуш. — Но уникальность нашего творческого коллектива в том, что это первое предприятие Украины, которое содержится на средства самих умельцев. А еще каждый мастер работает по собственным замыслам. Поэтому и неудивительно, что изделия у нас заказывают органы государственной власти, зарубежные туристы, часто Президент дарит наши творения иностранным гостям как национальные сувениры.
Святая святых Петриковки — мастерская Центра. На отдельных столах представлены произведения каждого из художников, но «близнецов» среди них нет — даже в коллекции одного автора. Если это набор деревянных солонок, то каждая из них имеет свой узор, а если шкатулки для женских украшений — все отличаются размерами и цветом. С пустыми руками отсюда не выходит ни один посетитель — покупают и ложки, и кувшины, и браслеты, и мини-юлы, и подковы на счастье...
Но мастера работают не только для промысла, но и для сохранения давних традиций и для души. Так, народный мастер Михаил Рыбак — единственный в области, кто художественно обрабатывает дерево: не расписывает изделия специальными красками, а вырезает на них узоры. Больше всего он гордится тем, что ему удалось возродить давно забытый обычай — вырезать из дерева пряничницы — специальные дощечки для выпечки печенья, внешне похожие на доски для нарезки овощей, с вырезанной посредине фигурной ямкой для теста.
— Информацию об этом искал и в научной литературе, и среди старожилов. Как выяснилось, раньше пряничницы были в каждом доме, везде — со своим узором. Поэтому когда ребята и девушки ходили колядовать или щедровать и в подарок получали такие пряники, родители легко узнавали, у кого из односельчан побывали их дети. А чтобы испечь такой пряник, хозяйки замешивали специальное очень тугое тесто, смазывали дощечку маслом, клали на нее тесто и выпекали в печи, — поделился творческими секретами пан Рыбак.
Рассказывать о мастерах-петриковцах можно много. Но лучше раз увидеть все собственными глазами и проникнуться духом Петриковки настолько сильно, чтобы приехать сюда вновь...
Инна ФИЛИПЕНКО, «День». Киев — Петриковка — Киев
|