ПРОПОВЕДЬ
НА ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
По свидетельству святого евангелиста Луки, целью
восшествия Христа на Фаворскую гору была молитва,
а не преображение: "Взяв Петра, Иоанна и Иакова,
взошел Он на гору помолиться" (Лк.9,28). Само Преображение как чрезвычайный факт явилось следствием и результатом молитвы. Во время молитвы "вид
лица Его изменился, и одежда его сделалась белою,
блистающею" (Лк.9,29).
Божественное Откровение учит нас, что Бог не
только живет во свете неприступном как в Своей,
Ему присущей стихии,-Он сам в существе Своем
есть Свет. Не случайно Он именуется Солнцем
правды, могущим просветить каждого человека. В
силу этого каждое разумное существо, как человеческой, так и ангельской природы, в общении с Богом, своим Творцом, имеет счастье попадать в сферу этого благодатного Света, просвещается, согревается и освящается лучами Его. Вспомним, как
Боговидец Моисей, великий из пророков, которому
были открыты тайны Божии, во время беседы с Богом на Синайской горе приобщился этого Божественного света не только на время, но на всю жизнь.
Когда он сходил с горы, на него не могли смотреть,
ибо лицо его излучало палящий свет. Моисей до
конца дней своих носил на голове специальное
покрывало.
В нашем общении с Богом, через нашу беседу с
Ним мы имеем возможность приобщиться к свету
и ходить во свете Христовом. Вот и сегодня мы
пришли за этим в храм Божий и верим, что Просиявший ныне на Фаворе сияет во все дни и
пр освещает Своим светом всякого приходящего в
мир.
Грех, а также его разрушительные последствия
часто закрывают от нас свет Христов. И сами мы,
как Адам после грехопадения, пытаемся скрыться от
всевидящего ока, от светящих лучей Христа, стараемся скрыться в места темные и как будто незаметные.
По природе своей мы от того Света, мы часть Его.
Преподобный Макарий Египетский из личного опыта свидетельствует, что в каждом человеке есть этот
свет. Но пока наша душа скрывается в храмине плоти, плоть закрывает иногда этот свет. В минуты особого духовного подъема и озарения этот свет пронизываег все наше существо, освещая нас не только
внутри, но и снаружи. Многие угодники Божии, по
свидетельству преподобного Макария, достигали такой вершины совершенства, что их видели в огне
стоящих и сияющих. Преподобные отцы учат, что в
каждом человеке есть Божий свет, и если мы дорожим им, ходим во свете, умножаем его, то в момент,
когда человек предстанет перед Богом, свет этот будет нашим лучшим одеянием, прекраснейшей одеждой нашего оправдания. Слово Божие говорит: "Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца
их" (Мф. J 3,43).
Как же уберечь в себе Божественный свет? Как
сохранить его и не погасить?-Для этого дается человеку благодать молитвы. Молитва-это беседа с Богом. Молитва-это средство общения с Ним. Сам
Христос Спаситель неоднократно, и особенно в момент своего преображения на Фаворе, являл нам
пример возвышенной молитвы, могущей творить
дивные дела, приводить человека в состояние, называемое преображением.
У человека всегда есть счастливая и благодатная
возможность приблизиться к Богу, открыть ему всю
наготу своей души, все сказать в молитве. Молитва
возносит человека горе, до небес, делает его собеседником Божиим и соучастником блаженства всех небожителей. Молитва подобна фимиаму, она доходит
до небес, умиротворяет нас, угашает наши страсти и
скорби, преображает нас.
Священное Писание, история Церкви, жития святых и духовный опыт свидетельствуют, что в час молитвы люди не только умом и сердцем возносились
горе, но, преображаясь, телесно подымались над землей.
Молитва открывает человеку ведение, умножает
благодатные дары Святого Духа. Святой пророк Даниил во время молитвы получил от архангела Гавриила весть о наступлении Царства Христовой благодати.
Престарелые праведные Иоаким и Анна во время
молитвы получили от Ангела радостную весть о рождении от них благословенной Отроковицы Марии.
Святой Захария в молитве в храме принял от архан-
гела Гавриила благодатную весть о рождении Иоанна
Предтечи. В молитве Пресвятая Дева восприняла
весть архангела Гавриила о рождении от Нее Сына
Божия. В молитве преподобный Сергий получил откровение об умножении чад послушания. В молитве
преподобный Сергий сподобился посещения Богоматери с апостолами. В молитве многие святые угодники получили чрезвычайные откровения, служившие
потом утешением и назиданием верующим. Обо всем
этом мы говорим сегодня для того, чтобы понять силу молитвы, могущую преобразить и нас по примеру
нашего Спасителя. В преображении нуждается человек. Оно необходимо для жизни. Жажда преображения свойственна нашему духу в силу нашего богоподобия.
Каждое евангельское событие учит нас истине и
делает нас причастниками этой истины. Но чтобы
стать причастником истины, каждому из нас необходимо быть настоящим человеком, сыном Божиим,
чадом Божиим, ходящим во свете Христовом. А таким может сделать нас молитва. В молитве можно
познать, насколько благ Господь. Кто вкусит однажды эгой благости, для того молитва станет потребностью.
В праздник Преображения Господня, испросим у
Преобразившегося Господа дара боговедения Моисея, ревности пророка Илии, веры апостола Петра,
любви апостола Иоанна, терпения апостола Иакова, сподобившихся быть свидетелями Преображения.
Господи! Молитвами Пречистой Твоей Матери
да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный. Не лиши нас последнего преображения, когда по Твоему неложному обещанию праведники
воссияют, как солнце, в Царствии Отца Небесного. Аминь.
Господи, посли Свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою.
В Свято-Георгиевской общине в этот день, как и во всей полноте Православной Церкви, состоялись все уставные богослужения.
|