ПРОПОВЕДЬ НА СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ
На земле в убогом вертепе родился "Отроча младо,
Превечный Бог". Но местом Его был храм. Двенадцатилетний Отрок Иисус однажды на вопрос Матери
ответил: "Зачем было вам. искать Меня? Или вы не
знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит
Отцу Моему?" (Л к.2,49).
В нынешний день, в сороковой день после Рождества, Пресвятая Дева приносит Богомладенца в
храм, чтобы, как говорит слово Божие, "представить
пред Господа" (Лк.2,22), посвятить Господу.
Ныне Христос Спаситель приходит в Иерусалимский храм не для того, чтобы принять подобающие
Ему честь и поклонение, но чтобы исполнить закон.
"Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить"
(Мф.5, 1 7). Он приходит в храм не как Господь Вседержитель, а как раб подзаконный, в убожестве плоти и рабского зрака скрывая сияние Своего Божества. За Него, безгрешного, Его Пренепорочная Мать,
держащая на руках Жертву за весь мир, "приносит в
жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы, или двух птенцов голубиных" (Лк.2,24).
Смиренно исполняя веление небес, сегодня в' храме Иерусалимском Христос Спаситель осуществляет
встречу двух Заветов-Ветхого и Нового.
Великое всегда кроется в малом; непревзойденное - в смиренном; глубокое - в неприметном, тихом.
Как мир, так и храм не узнали великого Посещения
и Того, Кто посетил их. Не узнали и не встретили
должным образом своего Владыку: не разорвал ась завеса церковная, не вышел навстречу Грядущему во
имя Господне первосвященник Иерусалимского храма, не отверзлась Святая Святых. Все это до времен и
оставалось на своих местах, исполняя свое назначение. И все же встреча произошла. Встреча с человечеством двух Заветов. Те, кто знал пророчества, символы, прообразы и предсказания, не встретили Христа. Те же, кто чаял утешения, встретили Его в лице
праведного Симеона и пророчицы Анны. Старцу Симеону, праведному и благочестивому, всю долгую
жизнь свою стоявшему пред Богом, "было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе
не увидит Христа Господня" (Лк.2,26). Предсказание
исполнилось: по вдохновению Симеон пришел в
храм, взял Христа на руки, благословил Бога и сказал: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по
слову Твоему, с миром ... " (Лк.2,29). Встретила Христа в храме и Анна пророчица, "которая не отходила
от храма, постом и молитвою служа Богу день и
ночь" (Лк.2,37).
От всего ветхозаветного человечества праведный
Симеон произносит вдохновенные слова, славящие
спасение, принесенное миру Христом. Вместе с этим
он высказывает пророчество о Христе: "Се лежит Сей
на падение и восстание многих ... ", и о Божией Матери: "Тебе Самой оружие пройдет душу ... "
(Лк.2,34,35). А пророчица Анна славила Господа и
говорила о Нем всем, ожидавшим избавления
(Лк.2,38). Праведный Иосиф и Матерь Его дивились
сказанному (Лк.2,33).
Устами старца Симеона в гимне: "Ныне отпуска-
ешь раба Твоего, Владыко ... "-сказало последнее
свое слово ветхозаветное человечество. Начинается
новое время, исполняются пророчества Богоприимца
Симеона.
В связи с событием нынешнего дня каждому христианину важно вспомнить, что в свое время наша
мать принесла нас в храм и тоже поставила перед
Господом, чтобы мы стояли в твердости веры и святости жизни. Слова "ныне отпускаешь ... " относятся
не только к ветхозаветной Церкви, к ветхозаветному
человечеству, они относятся к каждому из нас. Рано
или поздно они коснутся нас всею своею сущностью.
Поэтому очень важно каждому христианину помнить
о них, а вместе с этим и о том, что мы всегда стоим
перед Богом, хотя не всегда сознаем это или заглушаем это сознание суетой, грехами и непокорностью
воле Божией.
Пусть, братья и сестры, нынешний праздник пришествия Христа в храм Божий и встреча Его в этом
храме подвигнут нас к христианскому размышлению
о Боге и о себе самих, о нашем неизбежном "ныне
отпускаешь ... ", и да будет оно для нас мирной и радостной встречей со Христом Богом нашим, к Которому всегда стремится христианская душа. Аминь.
|