Господи прости и нас, умерщвленных грехами Своею милостию
НЕ ПЛАЧ
Некогда на земле, у ворот города Наина, прозвучало
творческое слово Христа Спасителя: "Не плачь"
(Лк.7,I3). Бедствия и слезы в жизни человека неизбежны. Сколько людей талантливых, геройски настроенных
трудились, чтобы преобразовать мир. Сколько пережито
муки, пролито крови, отдано жизней за то, чтобы навсегда избавить мир от бед и скорби. А слезы лились и
льются. Страдают люди во многих еще местах нашей
планеты от социального зла, от несовершенства человеческого общества, страдают от личных и общественных
бед. Об одном человеческом горе рассказал сегодня
евангелист Лука. Бедная вдова теряет единственного сына, единственную радость в жизни и опору в старости.
Ей сочувствуют окружающие, которые пришли, чтобы
проводить ее сына в последний путь. Господь сжалился
над нею и ее страждущей и плачущей душе говорит: "Не
плачь".
Такие слова часто говорят люди друг другу, пытаясь
успокоить и облегчить горе. Но эти слова не могут остановить слезы. Только один Господь, в руке Которого
содержится весь мир и все жизни человеческие, имеет
власть и чудодейственную силу помочь человеку сполна. И верующие люди прибегают к Нему, твердо веря в
Него и надеясь на Его всесильную Божественную помощь. Сам человек не в силах преодолеть и победить
зло. Зло вошло в мир как его элемент, как страшная
стихия. Верующие люди принимают бедствия в своей
жизни как волю Божию, как Божественное попущение
для нашего воспитания и спасения. В момент, когда не
остается больше никакой надежды, люди прибегают к
Богу. Мы верим, что Господь помогает каждому, кто к
Нему обращается.
Самое страшное и неизбежное бедствие в жизни-это
смерть. Вот почему сегодня, наряду со словами "не
плачь", мы слышим чудодейственные слова Христа
Спасителя: "Юноша! тебе говорю, встань! Мертвый,
поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его" (Лк.7,14-15).
Почему же Господь воскрешает из мертвых юношу-сына бедной наинской вдовы? Ведь рано или поздно
юноша все равно должен будет умереть? К чему эта отсрочка? К тому, что именно в ней, как чудодейственном
деле Христа Спасителя, заключается наша христианская
уверенность во всеобщем воскресении по повелению
Божию, по гласу архангела. Смерть, по Божьему повелению, обязательна для всех людей; не были исключением и святые, вкусила смерть и честнейшая херувим
Божия Матерь, и Сам Христос принял по человечеству
смерть ради нашего спасения. Своим примером, Своим
преславным воскресением Христос засвидетельствовал
миру действительность всеобщего воскресения. Ничего
удивительного в том нет, сказали б мы, ведь Он Господь, Владыка жизни. Он воскрес из мертвых, но Он - Бог! И вот, во время Своей земной жизни на примере
таких же смертных, как и мы, Христос показывает свою
силу и власть. Господь неоднократно воскрешал из мертвых людей. О том говорит святое Евангелие. Воскресил
Господь юношу, сына бедной наинской вдовы, чтобы
уверить нас в действительности воскресения. В свете
этого смерть рассматривается христианином как рождение для новой жизни, жизни вечной и бессмертной. Человеку дается жизнь не только для времени от рождения
до смерти, а навсегда, навечно. Как зерно сеется в землю, чтобы дать новое растение и плод, так и человек душой идет к небу, а телом-в землю, чтобы затем ожить,
воскреснуть. Воскреснут все, воскреснут не только души, но и тела для новой, вечной жизни. Утверждаясь на
факте воскрешения Христом людей, на факте воскрешения сына вдовы наинской, мы с радостью и уверенностью в Символе веры исповедуем: "Чаю (т.е. ожидаю)
воскресения мертвых и жизни будущаго века". Аминь.
В сегодняшний же день мы молитвенно чтим память святых отцев седьмого вселенского собора. Переходящее празднование в неделю, ближайшую к 23 октября. Собор был созван в 787 году в г.Никее, при империатрице Ирине и состоял из 367 отцев. Собор был созван в связи с возникшей иконоборческой ересью шестьдесят лет до этого при императоре Льве Исаврите.
Сегодняшний воскресный день украшен подвигами многих угодников Божиих. Среди них:
Святые мученики Евлампий и Евлампия, родные брат и сестра, жили в начале IV века в городе Никомидии. Прочитав указ императора Максимиана (284 - 305) об осуждении каждого христианина на смертную казнь, Евлампии возмутился, что император вместо борьбы с врагами отечества вооружается против своих подданных. Юношу повели на суд и потребовали отречения от христианской веры. За отказ Евлампия вначале истязали железными орудиями, а затем положили на раскаленный железный одр. Внезапно старадалец изъявил желание посетить языческий храм. Судьи обрадовались, полагая, что сломили дух юного христианина. В капище Марса святой воскликнул: "Именем Господа Иисуса Христа повелеваю тебе, идол немой и бездушный, пади на землю н обратись в прах!". Идол с грохотом рухнул на землю. Народ возгласил: "Един Бог христианский, великий и сильный!" Святой снова был взят на мучения. В это время сестра страдальца Евлампия явилась пред судьями и объявила, что она тоже христианка. Евлампии ободрял сестру: "Не убойся, сестра, убивающих тело, души же не могущих убить" (Мф. 10, 28). После пыток мучеников бросили в раскаленную печь, но Господь и от огня сохранил их. Наконец, брата обезглавили, а сестра скончалась от мук.
Святитель Амфилохий епископствовал в одной из древнейших русских епархий - Владимиро-Волынской, учрежденной еще святым равноапостольным князем Владимиром. Святитель Амфилохий был третьим архипастырем на этой кафедре. Первым Владимиро-Волынским епископом был Стефан, поставленный самим равноапостольным Владимиром; его преемником - преподобный игумен Печерский Стефан (память 27 апреля), восприявший игуменство от преподобного Феодосия (память 3 мая). Святитель Амфилохий был хиротонисан во епископа 27 августа 1105 года митрополитом Киевским Никифором (1103 - 1121) и семнадцать лет управлял Владимиро-Волынской паствой. Всего несколько поколений отделяли его время от Крещения Руси, и святителю пришлось немало потрудиться в обращении ко Христу язычников, а также в искоренении языческих суеверий у новокрещеных и умирению княжеских междоусобиц.
Оставив святительство, он продолжил служение Богу в пещерах Киево-Печерского монастыря, где и скончался в 1122 году. Празднование его памяти - 10 октября, совместно с другими святыми Волынского края, было установлено в 1831 году, после возвращения Почаевской Лавры на Волыни к Православию.
Блаженный Андрей Тотемский родился в 1638 году в селе Усть-Тотемском и уже в отрочестве оставил мир. По благословению Стефана, игумена Воскресенского монастыря в Галиче, Андрей принял на себя трудный подвиг юродства Христа ради. Блаженный поселился в городе Тотьме на берегу реки Сухоны у церкви Воскресения Христова. Зимой и летом он ходил босой, в рваной одежде, питаясь только хлебом и водой и то в таком малом количестве, чтобы только не умереть с голода, и молился день и ночь. Если ему что-нибудь подавали, он всё раздавал нищим. За свои подвиги и труды блаженный Андрей удостоился дара чудотворений. Однажды зимой к юродивому явился слепой по имени Ажибокай, предлагая ему большую сумму денег и прося исцеления, но юродивый убежал. Тогда Ажибокай вымыл глаза снегом, на котором стоял блаженный, и тут же прозрел. Блаженному Андрею было открыто время его кончины. Он исповедался, причастился Святых Таин и мирно отошел к Богу. Над его могилой была воздвигнута колокольня храма святого мученика Андрея Стратилата (память 19 августа), имя которого он носил. У гроба Блаженного засвидетельствованы многие исцеления.
Святой мученик Феотекн был знаменитым военачальником в Антиохии при императоре Максимиане (305 - 311). Однажды император прибыл в Антиохию и потребовал, чтобы все жители принесли жертвы языческим богам. Христианин Феотекн отказался выполнить этот приказ. Тогда император, глумясь над верой Христовой, велел одеть Феотекна в женскую одежду и заставил его прясть вместе с рабынями. Через три недели император призвал к себе Феотекна, думая, что унижение сломило его дух, но вновь услышал исповедание Имени Христова. "Ты погубишь свою жизнь, если не покоришься", - угрожал Максимиан. Феотекн молчал. Тогда император, ожесточившись, приказал жечь мученику ноги и резать жилы, а затем бросить его в котел с кипящей смолой. Но как только Феотекн оказался в котле, пламя под ним погасло, а жар в котле мгновенно остыл. Ужас охватил императора. Не желая более испытывать мученика, он отправил его в темницу и поручил своему сотнику расправиться с подвижником.
В темнице вместе с Феотекном оказалась христианка-исповедница Александра. Феотекн помог ей бежать из заточения. Узнав об этом, сотник подверг Феотекна зверским пыткам и, наконец, приказал бросить в море с камнем на шее. Через некоторое время близ города Русова на Киликийском побережье были обретены честные мощи мученика и совершено христианское погребение.
Святой Феофил исповедник происходил из окрестностей Тивериады. В тринадцатилетнем возрасте святой тайно ушел из дома в лавру на Селентийской горе, где духовно возрастал под руководством святого старца Стефана. Через три года святой Феофил принял постриг в иноческий чин. Когда родители святого узнали, где находится их сын, то пришли в обитель и просили игумена отпустить Феофила и нескольких братьев, чтобы они могли основать новый монастырь поближе к его родному дому. Игумен повелел всем инокам соблюдать пост и молиться, чтобы получить знамение. На третий день в храме был услышан глас, благословлявший отпустить Феофила, ибо ему надлежало прославиться многими духовными подвигами в новой обители.
Наступило время правления беззаконного императора-иконоборца Льва Исавра (717 - 741). Святой Феофил открыто восстал против иконоборческого безумия. По императорскому повелению святого подвергли избиению, связанным водили, как преступника, по городу. Затем император передал Феофила в распоряжение своего сановника Ипатия. Тот всячески понуждал исповедника отречься от святых икон, но не смог поколебать его. Напротив, святой Феофил сумел переубедить самого Ипатия. Он привел в доказательство медного змия, воздвигнутого Моисеем, утверждение херувимов над Ковчегом Завета, наконец напомнил, как Сам Спаситель даровал князю Эдессы Авгарю Свой Нерукотворный Образ. Вразумленный этой беседой Ипатий добился у императора разрешения освободить святого. Исповедник вернулся в основанный им монастырь. Там он прожил недолго, в 716 году святой Феофил мирно отошел ко Господу.
Страдание 26 Зографских преподобомучеников.
В 1274 году на Соборе в Лионе Византийский император Михаил VIII Палеолог решил укрепить свою близкую к падению державу за счет союза с католическим Римом - унией. Этот шаг вызвал всеобщее недовольство в стране, и император в 1278 году издал указ вводить унию в Византии хотя бы даже и насильственными мерами. Святая Афонская Гора твердо противостояла унии. Афонские иноки отправили послание к Михаилу, в котором основательно доказывали, что главенство папы, поминание его в церквах, совершение Евхаристии на опресноках, прибавление к Символу веры "и от Сына" не могут быть приняты православными, и призывали императора одуматься. "Мы ясно видим, - говорилось в послании, - что ты еретик, но умоляем тебя: оставь все это и пребывай в том учении, которое ты принял... Отринь несвятые новые учения ложного знания, прибавляющего к вере догадки". Крестоносцы, изгнанные из Палестины и нашедшие приют в Романии, заявили императору о своей готовности огнем и мечом утверждать власть папы. Михаил нанял еще турок и татар. Когда войска подошли к ненавистному для императора Афону, то, чтобы не раздражать греков, он решил выместить свою злобу на афонцах-славянах. По приказу Михаила слуги папы обрушились на Болгарский монастырь Зограф. Когда Зографским инокам было предъявлено требование принять унию, никто из них не захотел даже слушать о католичестве. Большинство зографцев покинуло обитель, а самые твердые, числом 26, остались в монастырской башне. Это были: игумен Фома, иноки Варсонуфий, Кирилл, Михей, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, Иоасаф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометиан, Парфений и 4 мирянина. Святые мученики за веру Православную были сожжены в монастырской башне 10 октября 1284 года.