"Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим,
и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия
есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя"
(Мф.22,З7-39).
Вот две заповеди, в которых, как заметил Сам Господь, заключается сущность всего закона Божьего и о
которых, при другом случае, Он одному законнику сказал: сие сотвори, и жив будешь (Лк.I0,28). Эти заповеди соединены между собою так тесно, что, не исполняя
одну, мы никак не сможем исполнить другую.
Почему же мы должны любить Бога, любить всем
своим существом? Господь есть наш Творец. Он дал
нам жизнь и дыхание. Он одарил нас всеми способностями: видеть, любить, чувствовать, познавать. Он бес-
конечно благ. Он-наш Бог, Промыслитель и Спаситель, искупивший нас крестом и кровию Сына Своего.
Он всеведущий-ни деяние, ни мысль, ни слово перед
ним не утаятся; ходи перед Ним (Быт.17,1), как ходили
перед Ним все праведники. Любовь к Богу есть первое
и важнейшее основание нравственной человеческой
жизни.
Почему мы должны любить ближнего? Господь, будучи бесконечно благим, не для одних нас только люб-
веобильный Отец, Он таков для всех людей. Он всех
любит, всех милует, за всех отдал на смерть Сына Своего Единородного. Все перед Ним-Его дети. Он как
добрейший Отец заповедует нам жить в любви, в мире
и общем согласии, во всем помогать друг другу. Ближний мой-дитя Божие, такое же дорогое Богу, как и я,
стало быть, в силу любви Отца Небесного ко мне, я обязан возлюбить ближнего, как самого себя. Любовь к
ближнему-второе начало, делающее, по слову Христа,
нашу жизнь христианской. "Кто не человеколюбив, тот
и не христолюбив",-говорит святитель Иоанн Златоуст.
Сердце человека имеет такое свойство, что всецело
отдается во власть того, кого полюбило, стараясь быть
похожим на любимый объект. Следовательно, любящее
Бога сердце наполняется Его благодатью, Его добротою
и человеколюбием, стремясь к богоуподоблению. Если
мы возлюбим Бога всей душой, тогда душа наша просияет и узрит Бога; если возлюбим Бога всей силой своей,
тогда все наши природные силы просветятся, будут доб-
ры и благодетельны; наконец, если мы возлюбим Бога
всем нашим разумением, тогда все наши познавательные силы и способности наполнятся Божественным разумом, а мысли и желания-Божественной правдою.
Возлюбив Бога, мы должны возлюбить нашего ближнего, как самого себя. Никто себе не хочет зла, никто
самого себя не обидит, не причинит вреда. Подобно
этому никто не должен причинять и ближнему вреда, ни
телесного, ни душевного. Ничего чужого не следует
присваивать, никого не должно обманывать, ругать или
проклинать, соблазнять словом или делом. Следует помогать нуждающемуся, утешать и наставлять его, во
всем подавая добрый пример.
Любовь к Богу и ближнему-основание всех заповедей, ею измеряется наш духовный уровень, проявляется
и оправдывается наше христианство.
Какими же средствами возбуждается любовь к Богу?
Средств много и, при содействии благодати Господней,
они могут быть действенно спасительными. Назовем
некоторые из них: первое средство, споспешествующее
любви к Богу, есть обращение нашего ума к Нему. Мы
можем побуждать свой ум всегда думать и размышлятъ
о Боге, хотя бы и приходили к нам посторонние мысли.
Ум-руководитель сердца. Что ум усмотрит, к тому и
сердце обращается: "Где сокровище ваше, там будет и
сердце ваше" ,- говорит Христос (Мф.6,21).
Не менее богомыслия любовь к Богу возбуждает в
нас молитва. Молитва низводит на нас благодать Свято-
го Духа, а где Дух Божий, там и любовь. Как тепло есть
неотъемлемое свойство солнца, так любовь есть непременное действие Духа Святого. Плод духовный есть любовь (Гал.5,22). Молитва, как беседа с Богом, сближает
нас с Ним, дает возможность ощутить сладость Божественного вездеприсутствия. Многие святые чувствовали
в себе воспламенение Божественной любви особенно во
время молитвы.
В любви к Богу содействует нам любовь к ближнему.
Не было случая на свете, чтобы тот, кто любит святой любовью ближнего, не чувствовал вместе и любви к Богу.
Сам Бог живет в сердце любящего ближних. "Пребываюший в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" (1 Ин.4,16).
Сильнее всего способствует возбуждению любви к
Богу частое и достойное причащение святых Христовых
Таин. Как железо огнем раскаляется и смягчается, так и
сердце благодатным огнем святых Таин Христовых из-
меняется и воспламеняется Божией любовью.
Благодаря каким средствам пробуждается в нас любовь к ближним? Первое средство-это самопринуждение и самовоспитание. С пользой для успеха в этом деле можно употребить второе средство-чтение жизнеописаний святых, исполнивших эту Божественную заповедь, и подражание их примеру. Еще одно средство-
сближение и дружба с людьми, отличающимися человеколюбием, честностью и гуманностью, милосердием и
любовью. А еще важнейшим средством является молитва. "Просите, и дастся вам" (Мф.7,7). Просите неимеющие любви, и дастся вам любовь.
Бог велит нам любить. Надеющемуся на Него Он
пошлет любовь и поможет возлюбить Его всем существом своим и ближнего, как самого себя. Аминь.
Сегодняшний воскресный день приукрашен многими святыми, благоугодившими Богу, они же, как яркие звезды на небосклоне Божиего мироздания сияющие. Среди них:
Святые мученики Трофим, Савватий и Доримедонт пострадали за Христа в царствование римского императора Проба (276 - 282). Однажды в городе Антиохии совершался языческий праздник: приносились жертвы, лилось вино, творилось бесчиние. Пришедшие в город христиане Трофим и Савватий, с горечью смотря на это шумное и непристойное торжество, молили Господа наставить заблудших на путь спасения. Их схватили и привели к правителю. На допросе святые твердо исповедали свою веру и на принуждения отречься от Христа отвечали решительным отказом. Во время жестоких пыток святой Савватий скончался, а святого Трофима отправили на еще более страшные мучения в город Синнад к правителю Фригии Дионисию, известному палачу и истязателю. Обутый в железные сапоги с острыми гвоздями, святой Трофим 3 дня шел пешком, подгоняемый конной стражей. Все способы пыток использовал искусный мучитель, чтобы сломить мужественного христианина - святой Трофим лишь повторял слова Писания: "Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь" (Пс. 33, 20). Страдальца бросили в темницу, где его стал посещать тайный христианин - сенатор Доримедонт. Он ухаживал за святым Трофимом, омывая и перевязывая его раны. Когда об этом стало известно мучителям, святого Доримедонта стали заставлять отречься от христианства, а потом вместе со святым Трофимом бросили на съедение зверям. Мученики остались нетронутыми. Тогда их усекли мечом.
Мученик Зосима пустынник жил в IV веке. Однажды во время охоты правитель Киликии Дометиан увидел старца, который мирно и ласково разговаривал с окружившими его дикими зверями. Завидев охотников, звери разбежались. Старцу учинили допрос - кто он и почему живет в пустыне. Старец ответил, что зовут его Зосима, что он христианин и не может жить в городе с врагами Господа Иисуса Христа, поэтому и живет один среди зверей. Тогда Дометиан пригрозил: "Если ты почитаешь Назарянина, я в Назарете предам тебя всенародно жестоким мукам, и ты откажешься от Христа". На вопрос, каким волшебством Зосима укрощает диких зверей, старец отвечал одно: "Я - христианин". В Назарете начались пытки. Старца повесили вниз головой, привязав к шее большой камень, и стали рвать тело железными крюками. Мучители искушали страдальца: "Если звери тебя слушают, прикажи придти сюда кому-нибудь из них и мы тогда уверуем в твоего Бога". Святой мученик обратился с молитвой к Богу, и внезапно прибежал огромный лев. Все в страхе разбежались, а лев подошел к старцу и стал лапой поддерживать камень, привязанный к шее мученика. Правитель стал просить мученика укротить зверя и приказал развязать святого, чтобы отвезти его к императору, но святой Зосима тут же скончался, предав свою чистую душу Богу.
Святой благоверный князь Игорь Черниговский. Середина XII века была для Руси скорбным временем непрерывных междоусобных браней за Киевское княжение двух княжеских группировок: Ольговичей и Мстиславичей. Все они были в близком родстве, все - правнуки Ярослава Мудрого. Мстиславичи назывались по имени своего отца - святого Мстислава Великого (+ 1132), сына Владимира Мономаха (отсюда другое их название "Мономашичи"). Ольговичи назывались по имени Олега Святославича (+ 1115), прозванного за свою горькую судьбу "Гори-славичем". Олег Гориславич был сын Киевского князя Святослава (+ 1076), который участвовал в 1072 году в перенесении мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба (сведения 2 мая) и вошел в историю Русской Церкви как владелец двух замечательнейших богословских сборников того времени - "Изборника Святослава 1073 г." и "Изборника 1076 г.".
В некоторых древних месяцесловах и сам князь Святослав почитался угодником Божиим, но особенно прославились два его внука: преподобный Никола Святоша (+ 1143) и двоюродный брат его, сын Олега Гориславича, - святой князь-мученик Игорь Ольгович (+1147).
Преподобный Никола Святоша и святой Игорь Ольгович представляют два различных пути христианской святости в Древней Руси. Преподобный Никола, отрекшийся от мира и княжеских обязанностей, стал простым иноком и мирно почил, проведя почти сорок лет в монастыре. Святой Игорь, волей Божией вступивший в борьбу за Киевское княжение, мученическим подвигом должен был искупить наследственный грех княжеских усобиц.
В 1138 году великим князем Киевским стал старший брат Игоря Всеволод Ольгович (прадед святого Михаила Черниговского). Хотя его княжение длилось всего несколько лет и было наполнено непрерывными войнами, князь считал Киев своим наследственным княжеством и решил передать его в наследство своему брату Игорю. Он ссылался при этом на пример Владимира Мономаха и говорил, как бы нарочно подзадоривая Мономашичей: "Владимир посадил Мстислава, своего сына, после себя в Киеве, а Мстислав - брата своего Ярополка. А вот я говорю: если меня Бог возьмет, то я после себя даю Киев брату моему Игорю". Но Бог гордым противится. Горделивые слова Всеволода, которого и так не любили киевляне, стали предлогом для возбуждения ненависти против его брата Игоря и всех Ольговичей. "Не хотим быть в наследстве", - решило киевское вече. Злоба и гордыня князя вызвали ответную злобу и гордыню киевлян: святой Игорь, против воли вовлеченный в самый центр событий, стал невинной жертвой нараставшей ненависти.
Грозные события разворачивались стремительно. 1 августа 1146 года умер князь Всеволод, и киевляне целовали крест Игорю как новому князю, а Игорь целовал крест Киеву - справедливо править народом и защищать его. Но, преступив крестное целование, киевские бояре сразу же призвали Мстиславичей с войском. Под Киевом произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича. Еще раз нарушив крестное целование, киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в поруб. Это было 13 августа, все его княжение продолжалось две недели.
В "порубе" (это был холодный бревенчатый сруб, без окон и дверей; чтобы освободить из него человека, надо было "вырубить" его оттуда) многострадальный князь тяжело заболел. Думали, что он умрет. В этих условиях противники князя разрешили "вырубить" его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. Божией помощью князь выздоровел и, оставшись иноком монастыря, проводил время в слезах и молитве.
Борьба за Киев продолжалась. Возбуждаемая гордыней и ослепленная ненавистью, ни одна из сторон не хотела уступать. Желая отомстить роду Ольговичей, а заодно и всем князьям, киевское вече, год спустя, в 1147 году, постановило расправиться с князем-иноком.
Митрополит и духовенство старались вразумить и остановить их. Правивший в Киеве князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир пытались предотвратить это бессмысленное кровопролитие, спасти святого мученика, но сами подверглись опасности со стороны ожесточенной толпы.
Восставшие ворвались в храм во время святой литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери Игоря и потащили его на расправу. В воротах монастыря толпу остановил князь Владимир. И сказал ему Игорь: "Ох, брате, куда ты?" Владимир же соскочил с коня, желая помочь ему, и покрыл его корзном (княжеским плащом) и говорил киевлянам: "Не убивайте, братья". И вел Владимир Игоря до двора матери своей, и стали бить Владимира". Так повествует летопись. Владимир успел втолкнуть Игоря во двор и затворить ворота. Но люди выломили ворота и, увидев Игоря "на сенях" (крытая галерея второго этажа в древнем киевском тереме), разбили сени, стащили святого мученика и убили на нижних ступенях лестницы. Ожесточение толпы было столь велико, что мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию, его волочили веревкой за ноги до Десятинной церкви, бросили там на телегу, отвезли и "повергли на торгу".
Так святой мученик предал Господу дух свой, "и совлекся ризы тленнаго человека, и в нетленную и многострадальную ризу Христа облекся". Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в церковь святого Михаила, "Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той". На другое утро святой страдалец был погребен в монастыре святого Симеона, на окраине Киева.
В 1150 году князь Черниговский Святослав Ольгович перенес мощи своего брата, святого Игоря, в Чернигов и положил в Спасском соборе.
Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Игоревская, пред которой молился мученик пред убиением, находилась в Великой Успенской церкви Киево-Печерской Лавры (празднование ей 5 июня).