ЧЕГО ЕЩЕ НЕДОСТАЕТ МНЕ?
Каждый евангельский рассказ сообщает нам что-то
новое, по-новому затрагивающее глубину нашего верующего сердца и души. Ныне мы слышали разговор одного юноши с Христом Спасителем о самом главном -
о вечной жизни. Спросил, говорит святой евангелист
Матфей, один юноша у Христа: "Учитель благий! что
сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?"
(Мф.19,16). Христос ему ответил: "Если хочешь войти в
жизнь вечную, соблюди заповеди" (Мф.l9,17). Дальше
Христос назвал заповеди: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и
мать и люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша
говорит Ему: "Все это сохранил я от юности моей; чего
еще недостает мне?" Иисус сказал ему: "Если хочешь
быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нишим; и будешь иметь сокровище на небесах; и
приходи, и следуй за Мною" (Мф.19,20-21). И тут-то
происходит самое обидное: все исполнивший юноша
отошел от Христа с печалью, потому что у него было
большое имение (Мф.19,22).
Можно сделать все самое трудное и не сделать лишь
одного, кажется, маловажного-и потерять душевный
мир и вечное блаженство. Может быть, сказав юноше о
продаже имения, Христос осуждает тем самым земные
блага или запрещает владеть имушеством? Нет. Христос
не осуждает само имущество, а осуждает такое отношение к нему, когда имущество становится идолом, заслоняя собою все остальное. Можно иметь больше, чем
нужно на потребу,-и остаться убогим; можно излишками спасти себя и пособить другим, а можно, наоборот,
теми же излишками погубить свою душу И соблазнить
других. Итак, дело не в богатстве, а в отношении к нему, в нашей осторожности, дабы оно не стало для нас
единственно главным.
Ну, а если у нас нет в избытке имущества? Значит ли
это, что мы уже достигли совершенства? Нет, потому
что дело опять-таки не в том, сколько и чего у нас есть,
а в отношении к тому, чем владеем. Можно иметь
немногое и пылатъ к нему большой страстью - и это
вменяется в грех. Евангелие предостерегает нас от всяких вредных привязанностей, которые могут всецело
поглощать нас, ослеплять и усыплять. Господь как бы
говорит юноше: разорви оковы, связывающие тебя по
рукам и ногам, и тогда иди за Мной.
Каждого из нас обременяют слабости и привязанности, но нужно бороться с ними, ибо сама жизнь есть
борьба. Человек всю жизнь борется прежде всего со своими привязанностями и пороками, с худыми привычками и недобрыми пожеланиями, составляющими то горестное богатство, с которым трудно, но необходимо
расстаться, чтобы быть совершенным. Царствие Небесное достигается трудом, постоянным и тяжелым. Оно-
высшая правда, чистота и любовь, оно-блаженство.
Всего этого не нужно искать где-то на стороне, все это
заложено в нашем сердце. "Сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит" (Пс.50,19). Но как в "эпохудожную душу" не входит благодать, так в нечистом,
отягченном суетой сердце не могут произрастать плоды
Царства Божия.
Нынешнее Евангельское чтение да подвигнет нас к
новым трудам и подвигам, к новым радостям в деле нашего совершенствования, в деле нашей любви и преданности Богу, ибо кто или что может разлучить нас от
любви Божией? (Рим.8,35). Будем преодолевать все худое силою Возлюбившего нас и Призывающего ко спасению. Аминь.
Сегодняшний воскресный день ознаменован еще и воспоминанием выдающегося события в истории спасения рода человеческого: это усекновение честной главы святого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Сегодняшний день еще и малая Великая пятница: смотри безумные люди убивают величайшего между праведниками! Он мешает им? Да! Мешает развратному царю Ироду и распутной Иродиада!
Своими рассуждениями об этих исторических событиях нас приглашает поразсуждать преподобный Иустин(Попович) а своем очерке:
Почему Иисус не воскресил Предтечу.
Правда Божия и Истина Божия
мешают беззаконникам, мешают убогим грешникам, мешают всем, одурманенным разными страстями. Смотри, разве и сегодня христоборцы не
кричат: «Распни, распни Его!»? Разве
и сегодня христоборцы не требуют
главы Иисуса из Назарета? Его главы требуют, а тем более главы Иоанна Крестителя.
Да, сегодняшний праздник - это
вторая Великая пятница. Почему?
Потому что нет большего преступпения, нежели совершенное в день
Великой пятницы и совершенное
ныне, когда Ирод погубил наибольшего рожденного женами.
Почему Спаситель так возвеличил святого великого Иоанна Крес-
тителя, как никого из людей? Почему? Потому, братья, что святой
Предтеча в себе, в личности своей
вместил все добродетели неба, все
добродетели всех пророков, всех
апостолов, всех мучеников, всех Ангелов небесных, всех исповедников.
Он - и первый евангелист среди
евангелистов. Он первый объявил
миру и указал на Носителя всех благих вестей для рода человеческого - на Господа Иисуса Христа. Все Евангелие святой Предтеча выразил в нескольких словах.
Взглянув на восток, он всему роду
человеческому от Адама до наших
дней говорил: «Покайтвсь, ибо приблизилось Царство Небесное». Царство Небесное? Вот Оно - Господь
Иисус с неба. В Нем Царство Небесное.
Оглянувшись на запад и увидев
людей, потопленных грехами и смертью, он и к ним воззвал: «Покайтесь,
ибо приблизилось Царство Небесное». Посмотрел и на север, и на юг
- те же люди, все рабы греха, рабы смерти, Rабы диавола. Всем возвестил славное, святое и спасительное
Евангелие: «Люди покайтесь, ибо
приблизилось Царство Небесное».
Когда Господь начал проповедовать Свое Евангелие, проповедовать
с силою, Он эти слова взял как начало и совершение Своего Евангелия.
С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь; ибо
приблизилось Царство Небесное»
(Мф. 4. 17). Потому святой Предтеча и есть первый евангелист между
евангелистами Христовыми.
Не только ветхозаветный пророк
назвал Предтечу Ангелом Господним,
но и Сам Господь сказал, что это Ангел, посланный пред Ним, чтобы Ему
приготовить путь (Ис. 40. 3; Мф. 11.
1 0). Не только пророк, сказал Спаситель о Крестителе, но и больший
пророка - Ангел Господень. И его,
его люди не хотят, гонят его из этого мира!
Сегодня мы прославляем первого между новозаветными пророками.
Он объявил людям, что Господь
Иисус Христос является миру не
только как Спаситель, но и как Освятитель и как Судия мира. В Его руке
и секира, и лопата: очистит Господь
гумно земное в день Страшного суда
и отделит пшеницу от плевел, праведников от грешников.
Святой Предтеча получил свидетельство Господне о том, что он наибольший из рожденных женами, еще
и потому, что он стал первым новозаветным мучеником между всеми
святыми мучениками. Смотри, как он
пострадал за правду Божию в этом
мире! Радостно пострадал!
Мы сегодня точно так же прославляем и первого исповедника евангельского и христианского, первого
исповедника Божия в этом новозаветном мире. Смотри, он безстрашно, в глаза говорил и исповедовал Истину Божию: «Царь, не должно
тебе иметь жены брата твоего, живого брата твоего».
Братья мои, великая тайна проходит черед этот праздник, подобно
тому как нити простираются по ткани и составляют ее. Вы слышали из
сегодняшнего святого Евангелия:
ученики возвещают Спасителю о том,
что Предтеча усечен. Умолкли уста,
объявлявшие миру о Тебе, Господи!
Что теперь? Кто мы по сравнению с
Твоим великим Крестителем?
Спаситель молчит. И что необычно, Он зовет учеников Своих и удаляется с ними в пустынное место. Что
это? Неужели Господь бежит, неужели Он бежит от Ирода? Смотри, Он,
Всемилостивый Чудотворец, взирая
на несчастную мать-вдовицу, воскрешает ее сына, никому неведомого,
кроме матери и Его Самого. Но вот,
Господи, Предтеча Твой лежит мертвый, погубленный, почему его Tы не
воскресишь?
Потому что святой Предтеча должен стать первым апостолом и в аду,
в царстве смерти, куда отходили
души всех людей от Адама до пришествия Спасителя в этот мир. И
потому Господь молчал, потому не
воскресил наибольшего между рожденных женами, ибо тому надлежало
совершить свой апостольский, свой
евангельский, свой мученический,
свой исповеднический подвиг в аду,
в царстве смерти ...
Вы видели икону, называемую
«Деисис», то есть «Моление»: Господь
сидит на Престоле славы как Царь
Небесный, с правой стороны Его - Пресвятая Богоматерь, а с левой -
святой Предтеча. Они молятся Ему за
род человеческий.
О, пусть бы его святые молитвы
вознеслись и сегодня, и завтра, и всегда, и возносились бы за нас, христиан-сербов, и за всех людей мира
сего, чтобы всех Господь привел к
покаянию, всех помиловал, всех спас,
чтобы все люди, предводимые славным Предтечей, вечно прославляли
Единого Истинного Бога на небе и
на земле, Господа Иисуса Христа,
Которому подобает честь и слава,
ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
|