Не заботы законные мешают благочестию, а беззаконная заботливость
В притче о гостях, званных
на вечерю велию, Господь Иисус, показап, в каком расположении были иудеи к Царствию Божию, открывшемуся
с явлением на земле Сына
Божия. Богaтыe люди,
старейшины народа, учитeли
закона, которые должны были
cлyжить примером добра для других, отказались вступить в царство благодати.
Вечеря Божия готова и для нас.
И нас приглашают к ней слуги
Сына Божия. Господь так любит
бедных людей, что не престанет
приглашать их на вечерю Свою до
скончания мира. Но не отвечают
ли и ныне одними отговорками
на звание Божие?
К сожалению, многие, признавая святость благочестия, сознавая долг свой пред Богом, пренебрегают благочестием под разными предлогами, отрекаются от
него, каждый по-своему. Каковы
же отговорки нашего времени от
звания Божия!
«Мы не прочь от христианского благочестия, - говорят одни,
- но заботы по хозяйству, по торговле, по службе отнимают у нас
все время; нам некогда заниматься
благочестием». Нетрудно заметить, что эти отговорки очень
похожи на отговорки, слышанные
в притче.
Занятия торговли, хозяйства,
службы сами по себе занятия законные, и, следовательно, сами
по себе они не могут мешать благочестию. Выполняйте их со страхом Божиим, с мыслями о суде и
вечности, выполняйте без зависти
и гнева, без обманов и лжи - и
они будут благочестивы.
Занимайтесь ими столько,
сколько дозволяет мысль о первом и важнейшем долге вашем -
о долге Богу, прекращайте их,
когда зовут вас на служение Богу,
и идите служить Богу - тогда занятия звания и дома будут святы.
«Мы подавлены нуждами», -
говорите вы. Но кто подавляет вас
ими, как не вы сами? Кто снял с
вас нужду служить Богу и возложил на плечи вам нужды служить
только по дому или торговле? Разве не сказал вам Сам Господь:
«Ищите ... прежде Царствия Божия
и правды его, и сия вся приложатся вам»? (Мф. 6. 33).
Вы озабочены покоем домашних, успехом по службе, счастьем торговли? Но не сказано ли вам:
«Если станете искать Царствия Божия, спасения душевного, то все
прочее приложится вам»? Это не
обещания человеческие, так обманчивые; это - обещание Божие;
а Бог разве не может или не захочет исполнить то, что обещал?
Но вы, не доверяя Богу, принимаете на себя заботы о всем -
и что из того выходит? И отнимаете время у благочестия, и лови-
те ветер - плоды беззаконных
трудов ваших гибнут в ваших глазах или проматываются детьми вашими.
Нет, не заботы законные мешают благочестию, а беззаконная
заботливость, не знающая меры.
Кто приучил себя располагать временем и трудами согласно с заповедями Божиими, а желаниям
сердца полагает меру евангельскую, у того довольно времени
для благочестия.
В покойном уповании на Того,
Кто дает пищу и птицам небесным (Мф. 17. 26-30), он не мучит себя заботами о земном.
Приобретает трудами нужное
для жизни, но плоды трудов своих не только не называет малыми, а уделяет из них часть нуждающимся.
Напротив, жадность к благам
временным всегда недовольна.
Дают ей нужное? Не знает покоя,
чтобы приобресть больше. Посылается более, чем нужно? Строит здания, чтобы запереть в них
все в пищу тлению. Привязавшись
к земному, не думают ни о чем,
не тревожатся ничем, не любят
ничего, кроме земли. Жена, торговля, отличия - вот все их сокровище; тут же и сердце их. Жалуются на недостаток времени? А в
чем проводят время? Встают, убираются, гуляют, едят, осмеивают,
злословят ...
О! Зачем клеветать на веру
Христову, будто она, предписывая благочестие людям должностным и семейным, требует от них
невозможного? Если были люди
семейные и должностные, которые угодили Богу благочестием
своим, ясно, что не требуют ни
от кого невозможного, требуя
благочестия.
Ты ремесленник и имеешь на
своем попечении семью? Иосиф
был плотником, но удостоился
быть обручником Пресвятой Девы
и стал в лике святых за свою праведную и богобоязненную жизнь.
Ты богат? Но едва ли богаче
Авраама или Иова. Будь же по
примеру их ласков к странникам,
корми сирот и вдов, помогай несчастным - и твои богатства отворят тебе вход в небесные жилища Авраама.
Ты судья? Самуил был судьею
целого народа израильского, и когда, слагая с себя звание судьи, вызывал всех, чтобы сказали, не обидел ли он кого нибудь, то все благословили за него Господа. Вот
пример, как можно быть судьею.
«Успею, будет еще время», -
говоришь ты. О нет! Не будет
того прекрасного времени, которое теперь в твоем распоряжении. Тяжело под старость учиться
благочестию. Грешные расположения не проходят, а растут с
годами; худые привычки застаревают в душе; страсти, воспитанные в юности, срастаются с сердцем.
Грех - горный поток, который
чем далее бежит, тем более увеличивается. Благо юноше, «аще
возмет ярем в юности его» (Плач
3. 27). Да и кто тебя уверил, что
доживешь ты до старости, чтобы
каяться в грехах молодости? Слово Божие учит нас, да опыт тоже
говорит: «Страх Господень прилагает дни, лета же нечестивых
умалятся» (Притч. 10. 27). Господь благодатью да утвердит в
сердцах наших искреннюю решимость жить свято до гроба.
Аминь.
Святитель Филарет
Черниговский (Гумилевский).
|