
Господь говорит в сегодняшнем Евангeлии о тайне простой жизни - о том, чтобы мы среди наших печалей, среди испытаний, среди всех лишений не заботились ни о чем.
«Не заботьтесь ни о чем, а живи- те легко, свободно, чтобы не быть рабами всего того, что хочет поработить вас и лишить вашу жизнь радости» - вот что значат Его слова. Тогда око наше будет простым, детским, светлым, доверчивым к Богу, потому что светильник для тела есть око. «Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло. Если же око твое будет худо, - говорит Господь, - то все тело твое будет темно» (Мф. 6. 22-23). Все тело твое будет темно, если око твое будет помрачено каким-нибудь грехом. Если оно лишится той простоты, целостности видения жизни, к какой призывает Господь.
Какие сегодня нечистые. темные глаза у многих людей! Такая же тем- ная жизнь и темные пути у тех, кто не видит ясно того, что открывает Господь. Они рассуждают так: «Конечно, Богу хорошо служить, но мы же не духи -, у нас есть тела, земная жизнь, и о ней нужно позаботиться».
Служение двум господам, говорит Спаситель, неизбежно при водит к такому состоянию, когда мы начинаем одного господина ненавидеть, а другого любить: об угождении одному прилагаем все заботы, а к другому относимся все с большим нерадением. Чем больше люди начинают любить «другого господина» - маммону - бога земного богатства, тем больше они ненавидят Господа и Церковь. Их ненависть доходит до того, что они, отвергая Бога, делают все, чтобы ничто не мешало им обогащаться и быть уверенными, что все под их контролем, что они в полной безопасности.
Идол маммоны на самом деле - это смерть, говорит нам сегодня Господь, именно из-за многозаботливости, которая всю жизнь нашу делает безполезной и безсмысленной, наполняя ее постоянным страхом, что будем есть и пить завтра. И действительно, есть и пить скоро будет нечего. И дышать из-за много заботливости будет нечем, потому что из-за чрезмерного развития науки и техники, из желания обезпечить себя далеко вперед человечество разрушает уже природу. Даже природа скоро перестанет учить человека. Посмотрите, она вас назидает, говорит сегодня нам Господь, а человек все уничтожает.
Из-за много заботливости Россия, самая богатая природными ресурсами в мире страна, стала самой нищей. Если многозаботливость проникнет в Церковь, говорит сегодня Христос, .это значит, что наступит конец миру. Если в первую очередь мы будем заботиться о том, о чем заботятся люди, не знающие Бога, не знающие, кому довериться и на что опереться, если в Церкви перевернется этот порядок - жить, не заботясь о завтрашнем дне, - тогда свет, который в нас, будет тьмою. «Итак, - говорит Господь, - если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6. 23) Тьма будет такая, какая она будет уже при наступлении тьмы - власти тьмы, кончины мира.
Мы должны научиться доверять Богу. Научиться простым детским взором видеть все пути истории, все, что происходит в нашей судьбе. Чем больше мы будем доверять Господу, искать Царства Его и правды Его, тем больше у нас надежды, что все устроится с нашим Отечеством, по- тому что Сам Господь примет тогда участие в нашей нужде.
Мы должны искать не просто Царства Небесного, но и правды Его. То есть не просто все исполнять, ходить на богослужения, а, выйдя из церкви, заниматься своими делами, думая при этом: «Молитва - молит- вой, а дела - делами". Именно в этом случае величайшая религия - вера истины - превращается в суеверие. Оттого что мы не ищем правды Божией, мы лишаемся дара доверчивости Господу.
Господь говорит сегодня такие прекрасные, удивительные слова о том, как должен жить человек, показывая на птиц небесных, на лилии и траву полевую. «Взгляните на, птиц небесных, - говорит Он, - о,ни ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6. 26)
«Ну да, - скажут некоторые, - птицы ли не трудятся, не собирают в свои житницы ничего? По- смотрите на воробьев, или стрижей, или ласточек, или трясогузок. Сколько они трудятся для своего ежедневного пропитания!" Но Господь говорит о другом: не о том, что они не трудятся, а что не заботятся. у них нет никакой заботы. Они живут абсолютно, беззаботно, легко. Вот об этой свободной жизни возвещает нам Господь. Он не говорит о том, чтобы в нашей жизни не было обычной предусмотрительности. Он не говорит о том, чтобы мы были безпечными, безответственными и бездумными людьми.
Праздночность есть искушение Бога. Подобно тому, как диавол искушал Самого Господа, предлагая Ему броситься с высоты, ссылаясь при этом на Писание: « ... ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею" (Пс. 90.11-12), так и здесь. Вместо доверия Богу - гордость. Вместо радости и мудрости - безумие и отчаяние. Самая главная тайна жизни, которой мы должны научиться, - безграничное доверие Богу.
Люди, не знающие Бога, ищут земное, потому что они не знают лучшего. Они ищут земное с заботой и тревогой, потому что они живут без Бога в этом мире и не понимают, что есть Божий промысел, есть Отец Небесный, который безконечно любит нас и знает лучше нас, что нам нужно.
Почему без конца мы готовы слушать птиц и смотреть на цветы полевые? Из какого мрака и холода вырастают цветы и каким сиянием и радостью облекает их Господь, так что никакие цари земные во всей славе своей не имели такой праздничной одежды! Цветы существуют для того, чтобы напоминать нам, что жизнь - это праздник. Преддверие вечного праздника, для которого создан человек. И птицы, не заботясь ни о чем, живут самой веселой жизнью. Они поют среди ветвей и хвалят Господа. Если мы будем ни о чем не заботиться, как они, мы будем петь, как они, всегда радуясь, всегда благодаря Бога.
Протоиерей Александр Шаргунов
|