Каждый из нас, слушая евангельское повествование об исцелении десяти прокаженных, чувствует в
глубине души благость и вместе с тем укоризну Христова вопроса: "Не десять ли очистилось? где же девять?" (Лк.17,17). Неужели те девять были так черст-
вы душой, неужели они не испытывали потребности
вернуться, пасть к ногам Исцелителя и воздать Ему
хвалу?
Не вернулись и не поблагодарили. Как это близко и
понятно нашему чувству и сознанию. Мы забываем или
не любим благодарить. Чаще всего мы просим. Это имеет место и в нашем человеческом обиходе, и в нашей
христианской жизни. Всегда есть какая-то доля эгоизма
в наших молитвах. Иногда наша просьба бывает ничтожная и даже легкомысленная, с обещанием отслужить
молебен, пожертвовать что-либо на церковь, дать неимущему. Стоит только пройти нашей беде, миновать
горю, как постепенно слабеют, отодвигаются на задний
план наши обещания, и тянутся дни обычные, без благодарения и молитв.
Кроме славословия и просительных молитв, есть еще
один вид молитв-молитв благодарственной хвалы и благоговейного славословия Творцу, Источнику всех благ.
Благодарность-это светлая и ликующая сила в религиозном чувстве. В благодарности открывается бесконечная
глубина исповедания человеческого сердца, готового
петь, хвалить и благодарить Неизреченного Бога-Отца,
Сына и Святого Духа, благодарить Его за все "ведомые и
неведомые, явленные и неявленные благодеяния, бывшие на нас". Богу предстоят "тысячи архангелов и тьмы
ангелов, херувимы и серафимы, шестокрылатии, многоочитии, возвышающиися пернатии". Они беспрерывно
поют Ему "Осанна ... ". С этими блаженными силами и
мы, грешные люди, должны петь: "Свят еси и пресвят
Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Свягый ... ".
"Не десять ли очистилось? где же девять?". Неужели
те девять были так черствы, неужели они не испытали
потребности вернуться и воздать Богу хвалу, как это
сделал самарянин?
Только один возвратился, громким голосом прославляя Бога. Он останется на вечные времена памятником
благородства человеческой души. Он наше оправдание.
У Тургенева есть стихотворение в прозе, называемое
"Пир у Верховного Существа", где образно представлена евангельская мысль. Верховное Существо на своем
пиру, устроенном для всех известных добродетелей,
представляет друг другу две добродетели-благодеятельность и благодарность. Обе добродетели несказанно
удивились: с тех пор, как мир стоит, они встретились в
первый раз.
Н.В. Гоголь в своем завешании писал: "Будем стараться, чтобы все наши занятия были устремлены на
прославление Имени Его и вся наша жизнь была неумолкаемым Ему гимном". А святитель Иоанн Златоуст
девизом своей страдальческой жизни избрал слова:
"Слава Богу за все!".
Будем всегда сочетать просительные молитвы с молитвой благодарения и славословия Отцу Небесному,
любовь и милосердие Которого, несмотря на наше непостоянство, никогда не меняются. Аминь.