ЧУДЕСНОЕ НАСЫЩЕНИЕ
Пять тысяч мужчин, кроме женщин и детей, стало
быть более десяти тысяч человек, слушали учение
Христа Спасителя, слушали целый день и с таким наслаждением питались нетленной пищей, что забыли о
вещественной. Может быть, люди еще нескоро вспомнили бы об этой необходимой потребности, если бы не
напомнили о том Спасителю Его ученики. Ученики
подошли ко Христу и сказали: "Место здесь пустое, а
время позднее; отпусти народы, чтобы они в соседних
городах и селах купили себе хлеба". "Вы дайте им
есть" ,- ответил Господь. Но что было дать, если у всех
присутствуюших оказалось только пять хлебов и две
рыбы? Несмотря на такое малое количество, Христос
велел найденное подать Ему и, воззрев на небо, благословил, преломил и дал ученикам, ученики стали
раздавать народу. И дивное дело-ели все и насыгились, и даже. оказался остаток: собрано двенадцать коробов кусков, как бы в доказательство, что не в воображении было все случившееся, а на самом деле
(Мф.14,14-2l).
Господь Иисус Христос есть Творец всего, Жизнодавец и Питатель наш, Врач душевный и телесный. Он
посылает в изобилии плоды земные в пищу и наслаждение наше.· Он посылает с небес дожди ранние и поздниe. Он гремит в круге небесном и страшно осиявает
молнией. Он низводит ветры из сокровищ Своих. Им
мы живем, движемся и существуем (Деян.17,28). А по-
тому, пользуясь различными дарами Божиими, необходимо всякий день благодарить Бога за Его щедрость и
быть щедрыми к людям. По мере наших плодов любви
и добрых дел и земля наполняется плодами. Господь
ничего не требует от нас за все Свои дарования. Вседовольному и Всеблаженному что от нас нужно? Ничего,
кроме любви и исполнения Его благой воли.
Какое трогательное сострадание проявляет Господь к
народу, пришедшему во множестве слушать животворя-
щee слово Его и исцелиться от недугов своих!
Увидев множество народа, говорит Евангелист, Господь сжалился над ними и исцелил больных их. Этим
Он учит нас любви и состраданию к людям. Он подает
нам пример всякой добродетели. "Я показал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я" (Ин.13,15). Конечно, в пределах возможного. Вы не можете исцелять?
Но можете сочувствовать больному, навестить его, утешить, помочь. Вы можете накормить голодного, напоить жаждущего. Мы должны уделять нуждающемуся и
из малого, по силе возможности, ибо и малое Господь
силен умножить, так что дающий неимущему не обеднеет. Апостолы имели только пять хлебов и две рыбы, а
эта малость сделалась великим множеством.
В чуде Христово заслуживает внимание и то, как
Христос приступил к насыщению народа. "Воззрев на небо, благословил'\-говорит Евангелист. Обращение к Отцу Небесному, прославление Его, одним словом-молива, вот что предшествовало этой благодатной трапезе. И у
нас есть благочестивый обычай перед вкушением пищи
обращаться с молитвою к Богу. Не дорого ли для нас, что
этот обычай освящен примером Самого Господа? Мы
должны подражать Христу, хранить этот обычай. Садясь
за стол, мы непременно должны вспомнить Того, Кто питает нас, а насытившись,-возблагодарить Его. Кто Бога
любит, тот не может забыть о Нем при пользовании Его
дарами, когда бы это ни было и где бы это ни было.
Нынешнее Евангелие учит нас и тому, что истинный
хлеб наш, хлеб жизни вечной есть Господь Иисус Христос и что мы должны заботиться не только о тленном,
но и о нетленном, о пище, дающей жизнь вечную, о
причащении Пречистого Тела и Крови Христовой, о
слушании и чтении слова Божия, которое есть духовная
пища, о молитве, насыщающей душу благодатию.
Когда народ после чудесного насыщения стал ходить
за Иисусом Христом, Он сказал: "Истинно говорю вам:
вы ищите Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище
тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий ... Отец Мой дает вам
истинный хлеб с небес ... Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне- не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда" (Ин.6,26-35).
Господи, питая нас хлебом насущным, насыти нас
пищей нетления. Дай нам на всякое время и на всяком
месте иметь чувство страха Твоего, и чтобы все, что ни
делаем мы, было, по слову Апостола, во славу Твою.
Аминь.
Сегодняшний же день 1-го августа по ст.ст. мы молитвенно воспоминаем события:
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии - Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста".
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем".
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1".
По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас: "Спас на воде", "Мокрый Спас"). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.
В этот же день празднование Великомилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими булгарами в 1164 году.
Это первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе. Второй - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (6 августа), а третий - перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (16 августа в попразднство Успения Пресвятой Богородицы). Эти три праздника как бы связуют весь Успенский пост.
А также мученики Леонтий, Аттий, Александр, Киндей, Минсифей, Кириак, Минеон, Катун и Евклей так перешли в вечность проповедуя Великого Бога христианского.
Мученики Леонтий, Аттий, Александр, Киндей, Минсифей, Кириак, Минеон, Катун и Евклей жили в памфилийском городе Пергии в царствование императора Диоклитиана (284-305). Все они приняли Крещение в младенчестве. Святой Минеон был плотник, остальные - земледельцы. Во время лютого гонения на христиан святые единодушно устремились к принятию мученического подвига за Христа. Они разрушили капище языческой богини Артемиды. За это их предали жестоким мучениям и бросили на растерзание зверям в цирке. Но, укрощенные молитвами мучеников, звери не коснулись их. Зрители пришли в ужас и громко кричали: "Велик Бог христианский". Разразилась страшная гроза. На землю одновременно падали и град, и огонь. С неба послышался голос, призывавший мучеников в Царство Небесное. От этого голоса святые пришли в великую радость и, преклонив головы под меч, приняли мученические венцы.
Живоначальный источник, Всемилостивый Христос Спас наш. Иже о девеческия Твоя родився утроби плотски, церковь и дверь Небесную показа Тебе хвалящим, Ты же не престай молящееся к Нему о поющих и хвалящих Тя, Ты молитвами твоими и милостию утверждающи отечество и воинство наше.
Чудные воспоим Маккавеи, Елезара, отроки и Соломонию: сии бо низложиша шатания начало злобного змея и, закона служителие бывшее венчашеся.
В Свято-Георгиевской общине, как и во всей полноте Православной Церкви, состоялись все чинные богослужения, положенные в эти дни.
|