ДУХИ ЗЛОБЫ
Мы слышали евангельское благовестие об исцелении
Иисусом Христом двух бесноватых в стране Гергесинской. Это благовестие свидетельствует о том, что злые
духи существуют на свете и совершают над людьми свои
пагубные действия. С тех пор, как злой дух склонил
Адама ко греху, сколько произведено им бедствий в ми-
ре. Каких только грехов не выдумало человечество, каких срамных дел не совершено, каких не допущено
ужасных преступлений по внушению и при содействии
этого, по выражению Спасителя, "человекоубийцы искони", "льва, ищущего, кого поглотить" ,- диавола
(Петр.5,8) ... Злые духи не только вредили человеку,
соблазняя его, но нередко и вселялись в человека: тогда таковой мучился и делался, как сумасшедший, именовался он бесноватым. Бесноватые, о которых мы слышали из Евангелия, жили в пещерах, где погребали
умерших, они были настолько свирепы, что никто не
смел проходить около того места, где они находились.
В бытии злых духов мы убеждаемся из книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета, из свидетельства святых отцов и из жизнеописания угодников Божи-
их. В книге Бытия повествуется, как диавол, явившись
в образе змия, соблазнил нашу праматерь Еву, которая
нарушила заповедь Божию и склонила к тому праотца
Адама. Оттого-то диавол и называется человекоубийцей
искони - от начала (Ин.8,44).
В книге Иова пишется, что диавол, по попущению
Божию, поразил Иова многими бедствиями, но не добился из уст его хулы на Бога.
Сам Спаситель во время сорокадневного пребывания
в пустыне не раз был искушаем сатаной, пытавшимся
возбудить в Нем нетерпеливость, тщеславие или властолюбие (Мф.4,2-10).
Бесов изгонял и Сам Христос Спаситель и апостолы
Его (Мф.l0,8).
Из Божественного Откровения мы знаем, что диавол
есть сушество реальное, иррациональное, личностное,
имеющее разум и волю. Как вера в Бога, в бытие ангелов добрых, так и вера в бытие злых духов всеобща в роде человеческом. Бесы-это падшие духи. Собственная
воля по губила их, злая воля руководит ими в их злодеяниях.
Не говоря уже о неверующих людях, нам, верующим,
очень не хотелось бы верить в бытие диавола. Всегда
охотнее верится в добро: Бог и ангелы-существа добрые и прекрасные, потому верить в существование их
приятно и утешительно; между тем диавол и бесы-существа злые и вредоносные, потому верить в их бытие-
весьма неприятно, и нам хотелось бы, чтобы их не существовало.
Мы имели бы некоторое право не верить в существование злых духов, в прошлом добрых, но отпавших от
Бога и теперь навечно утвердившихся во зле, если бы
вокруг себя видели одно добро и добрых людей, но мы
видим и зло и злых людей. Почему не верить в существо, всецело и бесповоротно ожесточенное во зле, если и
среди людей встречаются такие упорные личности, что
никакие наказания, даже угроза смертной казни не в
состоянии заставить их бросить злые привычки и преступные дела.
Злые духи различным образом вредят людям и губят
неосторожных, по попушению Божию. Только ныне, во
время новой благодати, бесы действуют скрытнее, чем в
то время, когда сила и власть их над людьми не была
еще сокрушена Христом, и им было гораздо просторнее
в мире.
Бес всегда силен нашей слабостью. Потому слово Божие говорит: "Не давайте места диаволу" (Еф.4,27). Зло,
гнев, пьянство, сквернословие, зависть, ненависть, скупость, сребролюбие, блуд, нечистота, лукавство, ложь и
другие пороки людские вполне можно назвать беснованием, носителей этих пороков=одержимыми, или бесноватыми. Откуда может про изойти в человеке столько
и таких зол? Очевидно, от диавола, который есть начинатель всякого зла. "Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил" (1. Ин.3,8).
Господь наш Иисус Христос пришел в мир, чтобы
разрушить дела диавола и победить его со всем его воинством: "Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола" (1 Ин.3,8). С пришествием Христа для нас не страшен диавол. Бесноватые, увидев Иисуса, кричали: "Что Тебе до нас Иисус, Сын Божий?
Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас"
(Мф.8,29). Итак, Иисус Христос-мучение для злых духов. Они хорошо знают, что после страшного суда будут
навеки заключены во ад. Им хотелось бы, по крайней
мере, хоть до суда иметь полную волю в мире и господствовать над людьми. О том, что они не имеют такой
власти, что они всегда находятся в полном подчинении
у Бога, Господь показал изгнанием их из бесноватых
людей. Когда злые духи увидели, что Христос хочет изгнать их из человека, стали просить у Него позволения
войти в пасшееся стадо свиней. Значит, даже такому
животному, как свинья, злые духи не могут повредить
без попущения Божия.
Если Христос страшен для бесов, если они трепещут
перед Богом-значит, они не могут быть там, где находится Бог, они бегут оттуда. Если в нашей душе будет
Бог, то злые духи будут бежать от нас, как от огня.
Для борьбы с диаволом необходимо облечься в оружие: "Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских ... А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все
раскаленные стрелы лукавого ... И меч духовный, который есть Слово Божие" (Еф.6,11-17).
Лучшее оружие для борьбы с диаволом-молитва и
пост. Сей род, сказал Господь о бесах, ничем не изгоняется, только молитвою и постом (Мк.9,29).
Бесы говорили священномученику Киприану: "Мы
не можем смотреть на крестное знамя, оно, как огонь,
опаляет нас и прогоняет". "Именем Иисуса всегда бей
ратника", т.е. бесов,- учит преподобный Иоанн Лествичник. "Нет крепче и сильнее оружия в духовной брани, как Иисусова молитва" ,- свидетельствует авва Иов.
"Демоны не дерзают приблизиться к тому, кто беседует
с Богом" ,- вещает Симеон Новый Богослов. Чтение
Священного Писания есть великая защита от греха,
учит авва Епифаний, а блаженный Иероним и преподобный Пимен говорят: "Думай постоянно что-нибудь доброе, чтобы диавол всегда находил тебя занятым; пока человек пребывает в духовном делании, враг не может поразить его".
Следуя примеру и указанию доблестных воинов Христовых, надеясь на Бога и укрепляясь благодатию Святого Духа, мы можем и должны выйти победителями в борьбе со злом и врагами нашего спасения-духами злобы поднебесными (Еф.6,12). Аминь.

В сегодняшний день мы вспоминаем Евфилии Всехвальной имже Православие утвердися.
Святая великомученица Евфимия (сведения о ней помещены 16 сентября) совершила мученический подвиг в городе Халкидоне в 304 году, во время гонения, воздвигнутого на христиан императором Диоклитианом (284-305). Полтора столетия спустя, когда Христианская Церковь стала господствующей в Римской империи, Бог сподобил Всехвальную Евфимию вновь явиться особенной свидетельницей и исповедницей чистоты православного учения.
В 451 году в городе Халкидоне, в церкви, где почивали прославленные чудесами мощи святой великомученицы Евфимии, происходили заседания IV Вселенского Собора (сведения о нем 16 июля). Собор был созван для определения точной формулировки догмата Православной Церкви о природе Богочеловека Иисуса Христа, что было необходимо ввиду широко распространившейся ереси монофизитов, которые, вопреки православному учению о двух природах Иисуса Христа - Божественной и человеческой, ложно утверждали в Нем одну природу - Божественную, внося в Церковь смуту и раздоры. На Соборе присутствовали 630 представителей от всех Поместных Христианских Церквей. Со стороны православных в соборных деяниях принимали участие святитель Анатолий, Патриарх Константинопольский (память 3 июля), святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский (память 2 июля), и представители святителя Льва, папы Римского (память 18 февраля). Монофизиты присутствовали в большом количестве во главе с Диоскором, Патриархом Александрийским, и Константинопольским архимандритом Евтихием.
После долгих прений стороны так и не смогли придти к согласному решению.
Тогда святой Патриарх Константинопольский Анатолий предложил Собору предоставить решение церковного спора Духу Святому, чрез Его несомненную носительницу святую Евфимию Всехвальную, у чудотворных мощей которой происходили соборные прения. Православные святители и их противники написали свое исповедание веры на отдельных свитках и запечатали своими печатями. Открыли гробницу святой великомученицы Евфимии и оба свитка положили на ее груди. Потом, в присутствии императора Маркиана (450-457), участники Собора закрыли гробницу, приложили к ней императорскую печать и поставили стражу на три дня. В эти дни обе стороны наложили на себя строгий пост и совершали усиленные молитвы. Через три дня Патриарх и император в присутствии всего Собора открыли ковчег с мощами: свиток с Православным исповеданием святая Евфимия держала в правой руке, а свиток еретический лежал у ее ног. Святая Евфимия, как живая, подняла руку и подала свиток Патриарху. После этого чуда многие из уклонившихся приняли Православное исповедание, а упорствовавшие в ереси были преданы соборному осуждению и отлучению.
В VII столетии после нашествия персов мощи святой Евфимии были перенесены из Халкидона в Константинополь, во вновь построенную церковь, посвященную ее имени. Через много лет в период иконоборческой ереси ковчег с мощами святой по повелению императора-иконоборца Льва Исавра (716-741) был брошен в море. Из моря ковчег был взят братьями-корабельщиками Сергием и Сергоном, которые передали его местному епископу. Святитель повелел хранить святые мощи тайно, под спудом, так как иконоборчеекая ересь продолжала свирепствовать, но все же над мощами была сооружена небольшая церковь, а на ковчег была положена доска с надписью, поясняющей, чьи мощи покоятся в нем. Когда иконоборческая ересь была окончательно осуждена на святом Седьмом Вселенском Соборе (787 г.), при святителе Тарасии, Патриархе Константинопольском (784-806), и при императоре Константине VI (780-797) и матери его святой Ирине (797-802) мощи святой великомученицы Евфимии Всехвальной были вновь торжественно перенесены в Константинополь.
О празднуемой ныне св. равноапостольной великой княгине Ольге прп. Нестор Летописец говорит как о предтонущей христианской земли, аки денница пред солнцем и аки заре пред светом.
И мы: величаем тя, блаженная и равноапостольная княгиня Ольго, и чтем святую память твою идолы поправшую, и многия люди Русския Святым Крещением просветившую.
|