Просим Иисуса удалится от них
Господь Иисус Христос прибыл со Своими учениками в страну Гадаринскую. Здесь находился несчастный
человек, одержимый злыми духами. Он разрывал железные цепи, которыми его связывали, наводил страх и
ужас на всех окрестных жителей. Христос изгнал злых
духов из страдающего человека, вернув последнего к
нормальной жизни. А бесы попросили Христа вселиться в стадо свиней и потопили их в море.
Вслушиваясь в евангельский рассказ об этом, кто из
нас может сомневаться в том, что злые духи существуют и могут, по попущению Божию, причинять вред и
людям и животным, подвергая их мучениям и даже гибели.
О бытии злых духов нам говорит Священное Писание, свидетельствуют святые отцы Церкви и жизнеописания святых. Из книги Бытия мы знаем о том, как диавол, явившись в образе змея нашей праматери Еве,
соблазнил ее на нарушение заповеди Божией, а та, в
свою очередь, толкнула к нарушению и праотца Адама.
От того-то диавол и называется человекоубийцею искони-от начала (Ин.8,44). Из книги Иова знаем, как диавол, по попущению Бога, отнял у праведного Иова
имущество и погубил детей, а потом поразил его самого лютой проказой с ног до головы.
Апостол и евангелист Иоанн учит: кто делает грех, тот
от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для того-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дело диавола (1 Ин.3,8). Сам Спаситель во время Своего сорокадневного пребывания в пустыне был искушаем сатаною:
то возбуждением к нетерпеливости, то к тщеславию, то к
властолюбию (Мф.4,2-10). Из бесноватых изгонял бесов
Сам Спаситель. Власть изгонять бесов Он дал Своим
апостолам (Мф.IО,8). Апостол Петр пишет: "Трезвитесь,
бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит,
как рыкающий лев, ища, кого поглотить" (1 Петр.5,8).
Диавол есть существо действительное, а не воображаемое, существо личное, имеющее разум и волю. Церковь всегда признавала бытие злых духов. Отцы и учителя Церкви свидетельствуют о том, что есть царство сатаны; есть падшие ангелы, которые люты и исполнены
ненависти к Богу и людям, стараются вредить душе и
телу человека, но истинный христианин может и должен им противиться.
Жизнеописания святых помогают нам увидеть, каких только козней не строил им диавол, в каких видах
не являлся им, как неустанно боролся с ними, как открыто признавался перед ними, чем он побеждается от
них.
Вера в бытие злых духов всегда была в роде человеческом точно так же, как вера в бытие ангелов добрых, как вера в бытие Самого Бога. Кто верует в Бога, в Божественное Откровение, тот верует также в существование и влияние духов на человека. Только
люди, отвергающие личного Бога, отвергают и бытие
духов.
Действия диавола, которыми он старается склонить
человека на грех, весьма разнообразны. Диавол являлся
святым угодникам и в богоподобном виде (преп. Пахомию), и в виде светлого Ангела (Симеону Столпнику),
и в виде человеческом (преп. Макарию Египетскому), и
в виде змея (прародительнице Еве), и в иных чувственных образах. Одних подвижников благочестия диавол
устрашал привидениями, чтобы отвлечь их от богомыслия И повергнуть в уныние, в других возбуждал смех и
разные неблагообразности, чтобы довести до рассеянности и самозабвения; в одних производил расслабление сил и дремоту, чтобы помешать доброделанию и
молитве, в других воспламенял кровь и пробуждал восстание плоти, чтобы повредить чистоте душевной и телесной; перед одними рассыпался в похвалах, чтобы
расположить к самомнению, гордости и тщеславию,
других преследовал оскорблением и поношением, чтобы поколебать их терпение и довести до раздражительности, злобы и мести; одних ввергал в нищету, чтобы
вызвать их на ропот и хулу против Бога, на обман, на
воровство, клятвопреступление, покушение на жизнь
других или себя самих, а другим помогал разбогатеть,
чтобы они впали либо в роскошь, щегольство, высокомерие, либо в скупость и скряжничество; одним внушал
излишнее упование на милосердие Божие, чтобы подвигнуть их к лености и беспечности, а в других сеял отчаяние в милости Божией, чтобы удержать их от покаяния и самоисправления, привести в состояние ожесточения и погибели. Короче говоря, диавол всегда сообразует свои искушения с расположением души каждого,
и силен он всегда нашей слабостью.
Подвижники благочестия противопоставляли диаволу терпение, воздержание, подвиг, пост, молитву, чтение слова Божия, крестное знамя, добродетельную
жизнь. Это оружие, которого бес боится и перед которым трепещет, они передали нам, и всякий желающий
его употребить непременно явится победителем.
Вернемся к евангельскому повествованию. Злые духи, вселившиеся в Гадаринского бесноватого, знали, что
Христос изгонит их, и стали молить Его, чтобы Он не
повелевал им идти в бездну, а чтобы позволил им войти в свиное стадо, которое паслось недалеко. Христос
им разрешил. Из этого видно, что бесы сами по себе,
без разрешения Господа, не имеют власти вселяться не
только в человека, но даже и в животных.
Почему же Господь попускает злым духам вселяться
в людей и доводить их до безумия? По грехам нашим.
Вспомним апостола Павла, который, узнав, что среди
коринфян один человек впал в грех кровосмешения, решил "предать его сатане во измождение плоти, чтобы
цух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа"
(l Кор.5,5), для того, чтобы мучения и страдания заставили человека одуматься-войти в себя. Так бывает и с
нами. Господь попускает злым духам вселяться и мучить
нас, чтобы мы образумились к покаянию. Это с одной
стороны. А с другой стороны, Господь попускает бесам
вселяться в людей для посрамления тех же бесов, как
это видно из жизни праведного Иова, который много
претерпел всяких бед и страданий, но все это служило
лишь к посрамлению диавола и его козней, к большей
святости праведника и к прославлению Имени Божия.
Так каждое бесовское искушение дает случай к проявлению нами мужества и добра. Ведь каждое искушение,
всякая скверная мысль, всякое греховное чувство происходят от внушения злых духов. Поборов искушение,
мы посрамляем злых духов, с которыми надо неослабно
бороться. Наше оружие-слово Божие, вера, молитва,
крестное знамение (Еф.6,11-17).
Спаситель говорит: "Сей род изгоняется только молитвою и постом" (Мф.17 ,21). А святая Церковь воспевает: "Господи, оружие на диавола Крест Твой дал еси
нам; трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу
его ... " (стихира на Хвалитех, глас 8).
Через какие же страсти вселяются в нас бесы? Через
пьянство. Предаваясь запою, человек нередко явственно видит бесов и умоляет избавить от них. Через гордость-страшную и губительную страсть. Мы сами
обычно говорим: "Этот человек одержим бесовской гордыней". Затем через раздражение и гнев. Человек, одержимый этой страстью, по выражению народа "бесится".
Есть еще и бес сребролюбия. Искушают бесы людей через плотские страсти, и этот бес больше всех погубляет
людей.
Если бы мы, причащаясь святых Христовых Таин,
больше соблюдали себя в чистоте и сознавали в себе
присутствие Самого Господа, если бы чаще умом и сердцем творили молитву, каялись в грехах, истово осеняли себя крестным знамением и уповали на Бога, то злые
духи не могли бы делать нам никакого вреда. Но мы, к
сожалению, или не делаем всего упомянутого, или дела-
ем редко, или без должного внимания, и опять предаемся грехам. А Иисус Христос сказал: "Когда нечистый
дух выйдет из человека (после Крещения, Покаяния или Причастия), то ходит по безводным местам, ища
покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел". И, если, придя к человеку, нечистый находит его душевный дом пустым и свободным, не занятым ни богомыслием, ни молитвою, ни постом, то он
берет с собою семь других духов (число семь противоположно семи дарам Святого Духа), злейших себя, и,
через страсти и слабости человека, они вселяются в него и бывает тому человеку "последнее хуже первого"
(Лк.l1,24-26).
В глубоком сознании всего, о чем мы сегодня с вами
говорили, будем усерднее молиться Господу, как учил
Христос своих учеников: "Отче наш! Не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого" (Мф.6,13). Аминь.
|