ПРОЩЕНИЕ
Устами великих пророков Нафана, Ионы и других
слово Божие призывало и призывает нас к покаянию.
Предтеча Господень Иоанн и Сам Господь наш Иисус
Христос добавляют к этому призыву: "Покайтесь, ибо
приблизилось Царство Небесное" (Мф.З,2,.4,17).
Великий пост, в период которого мы вступаем, есть
время покаяния и приближения к нашей земной и небесной Пасхе-нашему избавлению, к Царствию Небесному. Время Великого поста-это время покаяния и
очищения. Без покаяния нет очищения, а без очищения
нет спасения. Покаянием, как мы только что слышали
из церковной молитвы, оправдался мытарь, прощена
грешница, покаяние открыло благоразумному разбойнику райские двери, покаянием отрекшийся апостол
Петр был прощен и восстановлен в апостольском достоинстве.
Истинному покаянию предшествует, по учению Церкви, одно необходимое условие-прощение обид и примирение. Все мы живем в обществе, вместе трудимся и
вместе совершаем наш жизненный путь. У каждого из
нас по-своему строятся отношения с людьми. О ином
ближнем мы думаем: до чего же тяжел для меня этот человек, случайно (а на самом деле Промыслом Божиим)
поставленный со мною бок о бок. А кто-то точно так же
думает о нас. Но как бы то ни было, мы идем все вместе, и мы обязаны идти вместе. Мы обязаны понимать
друг друга и помогать друг другу, ибо, только нося тяготы друг друга, можно исполнить закон Христов
(Гал.6,2).
Вступая в период Великого поста, попытаемся, братия и сестры, стать сносными друг для друга, а если хватит на то сил, то и добрыми спутниками друг другу. Чем
ближе мы подходим к Царствию Небесному, тем больше приближаемся к живому Богу и друг ко другу и тем
невозможнее становится наше безразличие, наше злопамятство. Только любящий другого исполнил закон
Христов (Рим.IЗ,8).
Почему же надо прощать своих ближних? Прощать
грехи ближним-это закон Евангелия, это веление Самого Господа. "Если ВЫ,-говорит святое Евангелие,- будете прощать людям согрешения их, то простит и вам
Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям
согрешений их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф.6,14-15). "Итак,-говорит в другом
месте слово Божие,-во всем, как хотите, чтобы с вами
поступали люди, так поступайте и вы с ними"
(Мф.7,12): хотите быть прощенными-упрощайте; хотите
быть любимыми-любите; хотите быть необиженными-не обижайте. Да и в молитве Господней, которую
дал нам Сам Бог, мы просим: "И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим" (Мф.6,12).
И если мы не прощаем долгов нашим должникам, то,
произнося слова этого прошения, мы лжем перед Богом. Такая молитва не принесет нам ни мира, ни Божьего благоволения.
В чем же надо прощать наших ближних? Во всем, что
опытно понимаем и чувствуем на себе, что нас оскорбляет и причиняет боль. Все это необходимо прощать и
искоренять. Только во взаимном смирении, понимании
и всепрощении возможно для человека обрести душевный мир и вступить на путь покаяния, приближаясь к
Богу.
Вражду между нами производит грех, с которым необходимо бороться. Грех, по учению святых отцов,- горящий огонь: по мере уменьшения горючего вещества
огонь угасает, по мере прибавления вещества-с еще
большей силой разгорается. Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми, вступая в Великий пост,
уменьшим сегодня же, братия и сестры, горючее греховное вещество-обиды друг на друга, постараемся устроить свою жизнь согласно со словами святителя Димитрия Ростовского: с утра в молитве будь серафим, в труде-херувим, в обхождении со всеми-ангел.
На пути всепрощения встречается много предпяствий. Главное из них-наше самолюбие и сатанинская
гордость. Вредит на этом пути и враг нашего спасения
диавол. Но по сравнению с теми средствами и возможностями, которыми мы обладаем, эти препятствия-
ничто. С нами всегда Бог и Его всесильная помощь,
благодать Святого Духа, помощь святых Ангелов, молитвенное предстательство святых угодников, религиозный опыт, учение и уставы святой Церкви. С нами Бог!
А что может быть больше, крепче и надежнее этого? С
этим сознанием подойдем к ответственному моменту в
нашей жизни. Вырвем из своего сердца всяческие обиды и огорчения, от души простим наших ближних и
дальних-и тогда простит нас Бог.
Господи Боже, изведи наши души из египетского
греховного плена, введи нас в пречестную пустыню спасительного поста, руководствуй нами огненным столпом Твоей Божественной правды и неизреченного милосердия, питай нас манною Божественной Твоей Евхаристии и введи нас в Ханаан чистоты и святости.
Аминь.
И вот сегодня же в этот светлый торжественный день и вовсе не унылый, ведь сегодня у всех начинается духовная весна, после совершения вечернего богослужения мы совершаем чин прощения.
А перед чином прощения с назидательным словом к нам обращается наш любимый наставник Блаженнейший Владимир, всеукраинский проповедник.
ОЧИСТИТЕЛЬНЫЙ ДАР
В наступающие дни святого Великого поста мы готовимся принести Богу очистительный дар: молитвы, пост
и покаяние. "Если ты,- говорит слово Божие,- принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что
брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь лам дар
твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с
братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой"
(Мф.5,23-24).
Всякое наше недоброе дело есть умножение всеобщего зла на земле, а наше усилие к добру есть вклад в общее дело борьбы со злом. Люди повинны друг перед другом в том, что умножают зло делом, словом и помышлением. Сердце человеческое крайне самолюбиво, нетерпеливо, своенравно, зло и злопамятно: оно готово сердиться на ближнего не только за явное зло, но и за мнимое,
не только за обидное слово, но и за взгляд, показавшийся недобрым или двусмысленным, лукавым или гордым.
Наше сердце сердится даже за такие помышления ближнего, которые оно само воображает в ближнем. Сердце- ведет Господь так говорит о сердце человеческом: "Из
сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба,
коварство, непотребство, завистливое око, богохульство,
гордость, безумство" (Мк. 7 ,21- 22).
Причина столь горестного состояния в наших отношениях кроется в отсутствии между нами любви, о которой
Господь дал новую заповедь: "Да любите друг друга"
(Ин.l3,34), любви, о которой постоянно напоминает
Священное Писание: "Не оставайтесь должными никому
ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон" (Рим.13,8). Заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие-заключаются в словах: люби
ближнего твоего, как самого себя (Рим.13,9). "Любовь не
делает ближнему зла" (Рим.l3,10), и если зло есть, то это
значит, что любви нет.
Каждый знает, что любить трудно. Но каждый знает
и то, что любовь-это все. О любви говорит слово Божие, к ней призывает святая Церковь, о ней учат святые отцы.
Любовь к ближнему есть любовь сострадательная и
сорадовательная. И если первая у нас иногда проявляется, то второй мы почти не имеем. По учению святителя Иоанна Златоустого, любовь сорадовательная выше
сострадательной. "Плакать с плачущими нетрудно,- говорит ОН,-а радоваться с радующимися (Рим.12,15) не
очень легко: мы легче сострадаем находящимся в несчастье, нежели сорадуемся благоденствуюшим. Там само свойство несчастья достаточно для того, чтобы подвигнуть к состраданию и камень; а здесь, при благосостоянии, и зависть и недоброжелательство не дозволяют
не очень любомудрому быть участником в удовольствии ... Поэтому будем стараться сорадоваться благоденствующим, чтобы очистить свою душу от зависти и недоброжелательства,-ничто так не отгоняет эту тяжкую
и трудно излечимую болезнь, как сорадование живушим
добродетельно" (Творения, т. ]. СПб.,1912, с.664).
Бог есть любовь (l Ин.4,8), и более всех всесожжений
и жертв Он требует от нас взаимной любви, которая
долготерпит, не мыслит зла, сорадуется истине, милосердствует, все переносит и никогда не перестает
(l Кор.13,4,8).
Все мы грешны, не имеем любви, и потому виноваты друг перед другом, и потому нуждаемся в прощении.
Святая Церковь призывает нас сегодня познать самого
себя, смысл своей жизни, свое греховное состояние и
обратиться к тому врачеванию, которое предлагается
нам в наступающие дни святого и Великого поста. Церковь хочет, чтобы каждый из нас уразумел, что получит
прощение можно только тогда, когда прощаешь других.
Испрашивание себе прощения и прощение другого
свидетельствует о нашей вере в Евангелие, о нашем
христианском смирении, незлобии и миролюбии; напротив, нежелание простить и быть прощенными показывает наше маловерие, гордость, самомнение, непокорность Евангелию, противление Богу, согласие с диаволом. Просить прощения нелегко, и прощать трудно,
прямо скажем, но это необходимо, чтобы самому быть
прощенным.
Мы пребываем в грехе. По этой причине мы завидуем, ревнуем, клевещем, раздражаемся, оскорбляемся,
долго носим в сердце малейшую обиду, долго помним
зло. Такое состояние иначе не назовешь, как тяжким
недугом. Но против сильного недуга должно быть и
сильное средство. У нас оно есть. Злобе человеческой
противопоставлена бесконечная благость Божия. При
помощи ее возможно победить всякое зло в себе и в
других. Тому, кто прощает грехи ближнему, Господь
обещает прощение и помилование: "Милостивые помилованы будут" (Мф.5,7). Непримиримой же злобе угрожает праведный суд Божий и вечная мука.
Собравшись сегодня в святом храме, чтобы получить
благословение Божие на предстоящий подвиг, принесем
Богу достойный дар любви и всепрощения, и тогда наши молитвы, пост и говение будут для нас очистительными и спасительными. Аминь.
|