Преподобный Силуан Афонский, известный в миру под именем Симеон,
родился в 1866 году в в благочестивой семье крестьянина Иоанна
Антонова, которая проживала в селе Шовском Шовской волости Лебединского
уезда Тамбовской губернии. Родители Симеона были людьми трудолюбивыми,
кроткими и от природы мудрыми, хотя и неграмотными. Как впоследствии
вспоминал старец, большая и дружная семья жила бедно, однако, никогда
не отказывала в помощи нуждающимся, порой даже делясь с ними последним.
Особенно радушно в семье принимали странников. Отец беседовал с ними о
Боге и христианской жизни, и эти беседы производили сильное впечатление
на восприимчивую душу отрока Симеона.
С детства Симеон трудился вместе со старшими, в меру сил помогая отцу в
поле и братьям на строительных работах в помещичьем имении. Возможно,
по этой причине он был вынужден оставить сельскую школу, проучившись в
ней только «две зимы». Но стремление к знаниям было
присуще преподобному всегда.
Жизнь набожной семьи Антоновых была неразрывно связана с храмом,
посещение которого прививало Симеону с младенчества чувство
благоговения перед словом Божиим, воспитывало его в духе христианского
смирения и других добродетелей. В храме он постигал церковную грамоту,
учился сосредоточенной молитве, внимал чтению «Жития
святых». Спустя несколько лет юноша, возлюбив Господа всей
душой, открыто пожелал удалиться в монастырь и принять постриг. Его
стремление, однако, не встретило поддержки у отца, который настоял на
том, чтобы сын сначала поступил на военную службу и лишь после ее
прохождения принял решение, кем ему стать.
Преподобный Силуан Афонский
Повинуясь родительскому слову, Симеон вернулся к своей обычной жизни.
Было ему в ту пору девятнадцать лет. Благочестивое намерение вскоре
оставило его, и он, подобно многим своим сверстникам, поддался
соблазнам мира. Молодой, красивый, сильный, а к тому времени уже
зажиточный, он наслаждался жизнью и в шумной суете мира начал было
забывать первый зов Божий к иноческому служению.
Но Господь уберег его от погружения в греховную пучину, вновь призвав
уйти от мирской суеты и вступить на путь монашества. Однажды,
вернувшись домой с гулянья, он задремал и в тонком сне, глядя на себя
как бы со стороны, увидел, как в него проникает «смрадный
змий». Почувствовав отвращение, он проснулся и в момент
пробуждения услышал слова, произнесенные Самой Пресвятой Богородицей: «Ты
проглотил змия во сне и тебе противно; так и Мне нехорошо смотреть на
то, что ты делаешь». Осознав свои грехи, юноша
горячо раскаялся в них перед Господом и возблагодарил Божию Матерь за
проявленную к нему доброту. К Симеону вновь вернулось желание посвятить
свою жизнь Богу.
Воинскую службу Симеон проходил в Санкт-Петербурге.
Он считался исполнительным воином, примерным в поведении, верным в
отношениях с товарищами по службе, за что его и любили сослуживцы. В
армии с особой силой проявился дар его мудрого совета, следуя которому,
многие обрели душевный покой и благополучие. Уйдя на службу с живой
верой и глубоким покаянным чувством, Симеон никогда не забывал о Боге.
К тому времени определилось и место его будущих монашеских
подвигов — Святая Гора Афон. Незадолго до окончания
воинской службы Симеон испросил молитв и благословения святого
праведного Иоанна Кронштадтского. Всего одну
неделю Симеон пробыл дома после окончания службы. Собрав подарки для
монастыря и необходимое в дорогу, он попрощался со всеми и отправился
на Афон.
Осенью 1892 года преподобный прибыл на Святую Гору и был принят
послушником в Русский Пантелеимонов монастырь в пору расцвета этой
обители. Жизнь послушника в монастыре была проста, доступна и внешне
ничем не примечательна: сначала его послушанием была тяжелая работа на
мельнице, на смену которой пришел хлопотливый труд эконома, заведование
мастерскими, продовольственным складом, а на склоне лет —
торговой лавкой. Пройдя путь начальных иноческих испытаний, в 1896 году
Симеон был пострижен в мантию с именем Силуан, а в 1911 году
— в схиму с оставлением прежнего имени.
Своих учеников преподобный не имел и в послушании у какого-либо
определенного старца не находился. Сам он, подобно большинству монахов,
воспитывался в атмосфере общей для иноков Афона духовной традиции,
проводя, как того требовал многовековой уклад жизни в обители, дни в
непрестанной Иисусовой молитве, на длительных богослужениях в храме, в
постах и бдениях, частой исповеди и причащении Святых Христовых Тайн,
чтении духовных книг и труде. С первого и до последнего дня преподобный
явил собой образ совершенного послушания.
Прожив 46 лет в обители с общежительным уставом, подвижник никогда не
стремился к уходу в затвор или к удалению в пустырь, считая, что это
лишь вспомогательные средства, а не цель христианской жизни. В то же
время он был далек и от мирских интересов. Постоянно находясь среди
людей, старец хранил ум и сердце от посторонних помыслов, очищал их от
страстей для молитвенного предстояния Богу, утверждая, что это самый
короткий путь к спасению. Вся жизнь его была сердечной молитвой
«до великих слез», исключительно высоким подвигом
любви к Господу.
11
сентября (24 сентября по новому стилю) 1938
года старец схимонах Силуан мирно скончался. Он явил своей
подвижнической жизнью пример кротости, смирения и любви к ближним.
Спустя 50 лет, в 1998 году Священный Синод Константинопольской
Православной Церкви причислил блаженного старца к лику святых. По
благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия
II имя преподобного Силуана Афонского было внесено в
месяцеслов Русской Православной Церкви на 11 сентября (по старому
стилю).