| Соловки открыл монах Савватий, Был тот остров неустроенный пустырь. За Савватьем шли толпы черных братий... Так возник великий монастырь!
Но теперь совсем иные лица Прут и прут сюда со всех сторон. Здесь сплелился быль и небылица И замолк китежный древний звон... Но со всех сторон Советского союза Едут, едут, едут, без конца. Все смешалось: фрак, армяк и блуза... Не видать знакомого лица!
|
Однажды, в декабрьский вечер, случилось так, что мы все шестеро
собрались в келью довольно рано. Так бывало редко. Пан обычно поздно
возвращался из леса, я репетировал или выступал в театре, Миша Егоров
засиживался у своих многочисленных приятелей, и лишь барон в одиночестве
перебирал в памяти своих предков – магистров и комтуров – перед уходом
на сторожевку.
– А знаете, ведь сегодня пятнадцатое декабря, – изрек Миша. Он всегда начинал речь с сентенций.
– А завтра – шестнадцатое, – в тон ему ответил Овчинников.
– Через десять дней – Рождество, – пояснил Миша, оглядывая всех нас.
– Тебе-то, атеисту, до этого какое дело? – возразил Овчинников, не прощавший безверия другу и однокашнику.
– Как – какое? – искренно изумился Миша, – а елка?
– Елка? А Секирку знаешь? Елки, брат, у вас в Париже устраивают, а
социалистическая пенитенциария им другое назначение определила, –
кольнули мы Мишу его партийным прошлым.
– А мы и здесь свой Париж организуем! Собственное рю Дарю! Замечательно будет – одушевился Миша.
– После поверки в келью никто не заглянет… Дверь забаррикадируем, окна на третьем этаже… хоть молебен служи!
Идея была заманчива. Вернуться хоть на час в безвозвратно ушедшее,
пожить в том, что бережно хранится у каждого в сокровенном уголке
памяти… Даже барон вышел из своего обычного оцепенения и в его тусклых
оловянных глазах блеснул какой-то теплый свет.
– Елка? Tannenbaum? Да, это есть очень хорошо. В моем доме я всегда
сам заряжал, нет, как это будет по-русски? Надряжал семейную елку… И
было много гости.
Мы верили друг другу и знали, что "стукачей" меж нас нет. Предложение
Миши было осуществимо, и мы тотчас приступили к выработке плана.
– Елочку, небольшую, конечно, срубишь ты, – говорил мне Миша, – через
ворота нести нельзя – возбудит подозрение. А мы вот что сделаем: я на
угловую башню залезу и бичевку спущу. Ты, возвращаясь, привяжи елку, а я
вздерну. В темноте никто не заметит.
– Украшения изготовит, конечно, Решад. Он мастер великий. А свечи?
– Склеим трубочки из бумаги, вставим фитили и топленой ворванью
зальем, – отозвался Овчинников. – У нас в моленных фабричных не
приемлют. Сами делают, и я мальчишкой делал. Умею.
– Есть, капитан! Но еще вопрос: угощение? Без кутьи какой же сочельник…
– Ша, киндер! – властно распорядился Миша. – Это мое дело. Я
торгпред! Парижские штаны реализую, лучших уркаганов мобилизую, а
угощение будет! Ручаюсь!
– Но ведь еще надо один священник… Это Рождество, Heilige Nacht… Надо
молиться… Я, конечно, могу читать молитвы, но по-немецки. Вам будет,
как это? Непонимаемо?
– Да, попа надо, – раздумчиво согласился Миша, – мне-то, конечно, это
безразлично, но у нас всегда в сочельник попа звали… Без попа как-то
куцо будет. Не то!..
– Вопрос в том – какого? Мы-то, как на подбор, все разноверцы.
– Россия есть православный Империя, – барон строго обвел всех своими
оловянными глазами и для убедительности даже поднял вверх высохший, как у
скелета, указательный палец, – Россия имеет православный религион. Мой
батюшка ходил в русски Kirche на Пасх, на Рождество и на каждый царский
день. Он был российски генерал!
– Ты, пан, как полагаешь? Ты, адамант истинный?
– Пан ксендз Иероним, конечно, не сможет. Он будет занят… Пусть служит русский.
– Далековато от нас Рогожское-то, – улыбнулся Вася Овчинников, – пожалуй, не поспеем оттуда нашего привезти!
– Решено. Вопрос лишь, кого из священников, – резюмировал я. – Никодима Утешителя?
– Ясно, его! По всем статьям – отозвался Миша. – Во-первых, он
замечательный парень, а, во-вторых, голодный. Подкормим его для
праздника!
"Замечательному парню", как назвал его Миша, отцу Никодиму было уже
лет под восемьдесят и парнем он вряд ли был, но замечательным он был
действительно, о чём рассказ впереди. Его знали все заговорщики, и
кандидатура была принята единогласно.
Подготовка к запрещенной тогда и на материке и на Соловках
рождественской елке прошла, как по маслу. Решад задумал изумить всех
своим искусством и, оставаясь до глубокой ночи в своей мастерской,
никому не показывал изготовленного.
– Всё будет, как первый сорт, – твердил он в ответ на вопросы, –
живой товар! Я всё знает, что тэбэ нада… Всякий хурда-мурда! И рыбка, и
ангел…
– А у вас, у басурманов, разве ангелы есть? – с сомнением спросил Вася.
– Совсэм ишак ты! – возмутился турок. – Как мошет Аллах быть без
ангел? Один Бог, один ангел всех! И фамилия та же самая: Габариил,
Исмаил, Азараил… Совсем одинаково!..
Миша также держал в тайне свои приготовления, лишь Вася Овчинников с
бароном открыто производили свои химические опыты, стараясь отбить у
ворвани неприятный запах. Химики они были плохие, и по коридору
нестерпимо несло прелой тюлениной. Выручил же ловкий Решад, добыв у
сапожников кусок темного воска, каким натирают дратву.
В сочельник я срубил елочку и, отстав от возвращавшихся лесорубов,
привязал ее к бичеве в условленном месте, дернул, и деревцо поползло
вверх по заснеженной стене.
Когда, обогнув кремль и сдав топор дежурному, я вошел в свою келью,
елочку уже обряжали. Хлопотали все. Решад стоял в позе триумфатора,
вынимая из мешка рыбок, домики, хлопушки, слонов… Он действительно
превзошел себя и в мастерстве и в изобретательности. Непостижимо, как он
смог изготовить всё это, но его триумф был полным. Каждую вещь
встречали то шепотом, то кликами восторга. Трогательную детскую сказку
рассказывали нам его изделия…
Теснились к елке, к мешку, толкались, спорили. Миша, стремившийся
всегда к модернизму, упорно хотел одеть в бумажную юбочку пляшущего
слона, уверяя, что в Париже это произвело бы шумный эффект.
– Дура ты монпарнасская, – вразумлял его степенный Овчинников, –
зеленые слоны еще бывают, допиваются до них некоторые, но до слона в
юбке и допиться никому не удавалось… хотя бы и в Париже!
На вершине елки сиял… нет; конечно, не советская звезда, а венец творчества Решада – сусальный вызолоченный ангел.
Украсив елку, мы привели в порядок себя, оделись во всё лучшее, что у
нас было, выбрились, вымылись. Трудновато пришлось с бароном, имевшим
лишь нечто, покрытое латками всех цветов, бывшее когда-то пиджаком, но
Миша пришел на помощь, вытащив из своего чемодана яркий до
ослепительности клетчатый пиджак.
– Облачайтесь, барон! Последний крик моды! Даже не Париж, а Лондон… Модель!
Рукава были несколько коротки, в плечах жало, но барон сиял и даже как будто перестал хромать на лишенную чашечки ногу.
– Сервируем стол, – провозгласил Миша, и теперь настал час его торжества. – Становись конвейером!
Сам он поместился около своего необъятного дивана и из скрытого под
ним ящика начали появляться и возноситься в Мишиных руках унаследованные
от монахов приземистые оловянные мисы и деревянные блюда.
– Salade des pommes de terre. Etoile du Nord – торжественно, как
заправский метр-д-отель, объявлял Егоров. – Saute de тюленья печенка,
чорт ее знает, как она по-французски будет!
– Ну, это брат, сам лопай, – буркнул Овчинников.
– Действительно ты – адамант рогожский! Столп и только! Дубина! Я
пробовал, лучше телячьей! Поверь! Ragou sovietique. Пальчики оближете!
Frit de селедка avec луком! Riz russe… кутья… Вот что даже достал! С
изюмом!
– Подлинно изобилие плодов земных и благорастворение воздухов!
В азарте сервировки мы не заметили, как в келью вошел отец Никодим.
Он стоял уже среди нас, и морщинки его улыбки то собирались под глазами,
то разбегались к седой, сегодня тщательно расчесанной бороде. Он
потирал смерзшиеся руки и ласково оглядывал нас. – Ишь ты, как
прифрантились для праздника! Герои!.. А сиятельного барона и узнать
невозможно: жених, прямо жених! Ну, а меня уж простите, ряска моя
основательных дополнений требует, – оглядел он отрезанные полы, –
однако, материал добрый… В Киеве купил, в году – дайте вспомнить… в
девятьсот десятом Знаменито тогда вырабатывали…
– Дверь! Дверь! – страшным голосом зашептал Миша. – Забыли припереть,
анафемы! Чуть-чуть не влопались. Придвигай "бегемота"… Живее да потише!
Приказание было мгновенно исполнено.
– Ну, пора и начинать. Ставь свою икону, адамант. Бери требник, отче Никодимче!
На угольном иноческом шкапчике-налое, служившем нам обычно для
дележки хлебных порций, были разостланы чистые носовые платки, а на них
стал темный древний образ Нерукотворного Спаса, сохраненный десятке
поколений непоколебимого в своей вере рода Овчинниковых. Но лишь только
отец Никодим стал перед аналоем и привычно кашлянул… вдруг "бегемот",
припиравший дверь, заскрипел и медленно пополз по полу. приоткрылась, и в
щель просунулась голова дежурного по роте охранника, старого еврея
Шапиро, бывшего хозяйственника ГПУ, неизвестно за что сосланного на
ловки.
Попались! Секирка неизбежна, а зимой там верная смерть, – пронеслось в
мозгах у всех, кроме разве барона, продолжавшего стоять в позе каменной
статуи.
– Ай-ай!.. Это-таки настоящее Рождество! И елка! И батюшка! И
свечечки! Нехватает только детишек… Ну, и что? Будем сами себе
детишками!
Мы продолжали стоять истуканами, не угадывая, что сулит этот визит.
Но по мере развития монолога болтливого Шапиро возрастала и надежда на
благополучный исход.
– Да. Что же тут такого? Старый Аарон Шапиро тоже будет себе внучком.
Отчего нет? Но о дежурном вы всё-таки позабыли. Это плохо. Он тоже
человек и тоже хочет себе праздника. Я сейчас принесу свой пай, и мы
будем делать себе Рождество, о котором будем знать только мы… одни мы…
Голова Шапиро исчезла, но через пару минут он протиснулся в келью целиком, бережно держа накрытую листком бумажки тарелку.
– Очень вкусная рыба, по-еврейски фиш, хотя не щука, а треска… Сам
готовил! Я не ем трефного. Я тоже верующий и знаю закон. Все евреи
верующие, даже и Лейба Троцкий… Но, конечно, про себя. Это можно. В
Талмуде всё сказано, и ученые ребби знают… Батюшка, давайте молиться
Богу!
– Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков! Аминь.
– Amen, – повторил деревянным голосом барон.
– Amen, – шепотом произнес пан Стась.
Отец Никодим служил вполголоса. Звучали простые слова о Рожденном в
вертепе, об искавших истины мудрецах и о только жаждавших ее простых,
неумудренных пастухах, приведенных к пещере дивной звездой…
Электричество в келье было потушено. Горела лишь одна свечка перед
ликом Спаса, и в окнах играли радужные искры величавого сполоха,
окаймлявшего торжественной многоцветной бахромой темную ризу усыпанного
звездами неба. Они казались нам отблесками звезды, воссиявшей в мире
Высшим Разумом, перед которым нет ни эллина, ни иудея.
Отец Никодим читал Евангелие по-славянски. Методичный барон шепотом.
повторял его по-немецки, заглядывая в свой молитвенник. Со стороны
стоявшего сзади всех шляхтича порой слышалась латынь… На лице атеиста
Миши блуждала радостная детская улыбка.
– С наступающим праздником, – поздравил нас отец Никодим. И потом
совсем по-другому, по-домашнему. – Скажите на милость, даже кутью
изготовили Подлинное чудо!
Все тихо, чинно и как-то робея, словно стыдясь охватившего их чувства, сели за стол, не зная, с чего начать
– О главном-то и забыл с вашими молитвами! – хлопнул себя по лбу
Миша, метнулся к кровати, пошарил под матрацем и победно взмахнул такой
знакомой всем бутылкой. – Вот она, родимая! Полных 42 градуса, печать…
Из закрытого распределителя достал! На парижскую шелковую рубаху
выменял…
Ликование превысило все меры. Никто из нас никогда в жизни, ни
прежде, ни потом не ел такого вкусного салата, как Etoile du Nord из
промерзшей картошки; рыба-фиш была подлинным кулинарным чудом, а тюленья
печенка – экзотическим изыском…
Выпили по первой и повторили. Разом зарумянившийся барон фон-Риккерт,
встав и держа в руке рюмку затянул Stille Nacht, Heilige Nacht, а Решад
стал уверять всех, что:
– По-турецки тоже эта песня есть, только слова другие…
Потом все вместе тихо пропели "Елочку", дополняя и импровизируя
забытые слова, взялись за руки и покружились вокруг зажженной елки. Ведь
в ту ночь мы были детьми, только детьми, каких Он звал в свое царство
Духа, где нет ни эллина, ни иудея…
Когда свечи догорели и хозяйственный Вася собрал со стола остатки
пира, отец Никодим оглядел все изделия Решада своими лучистыми глазами и
даже потрогал некоторые.
– Хороша елка, слов нет, а только у нас на Полтавщине обычай лучше. У
нас в этот день вертеп носят. Теперь, конечно, мало, а раньше, когда я в
семинарии был, и мы, бурсаки, со звездою ходили. Особые вирши пели для
этого случая. А вертепы-то какие выстраивали – чудо механики! Такое
устроят бурсаки, что звезда по небу ходит, волхвы на коленки становятся,
а скоты вертепные, разные там – и овцы, и ослята, и верблюды – главы
свои пред Младенцем преклоняют… а мы про то поем…
– Скоты-то чего же кланяются? – удивился Миша. – Они что понимают?
– А как же, – всем лицом засветился отец Никодим, – понимать не
понимают, а сочувствуют. Потому и они – твари Божие. Даже и древо
безгласное и то Радость Господню приемлет. Апокрифическое предание о том
свидетельствует… Как же скотам-то не поклониться Ему в вертепе?
– Поклонился же Ему сегодня ты… скот в вертепе…
– Ты иногда не так уж глуп, как кажешься, адамант, – не то раздумчиво, не то удивленно ответил Миша своему другу.
|