![](http://newbegin.at.ua/14/AmvrosiyMediolanskiym.jpg)
Святитель Амвросий, епископ Медиоланский, родился в
340 году в семье римского наместника Галлии. Еще в детстве святителя были явлены чудесные предзнаменования его великого будущего. Так, однажды пчелы покрыли лицо спящего младенца и улете-
ли после того, как оставили на языке у него мед.
После смерти отца семья Амвросия переселилась в Рим, где будущий святитель и его брат Сатир получили блестящее по тем временам юридическое образование. Около 370 года, по окончании курса
наук, Амвросий был назначен наместником областей (консульским
префекгом) Лигурии и Эмилии, но жил в Медиолане. В 374 году умер
епископ Медиолана Авксентий, и это повлекло за собой раздоры между православными и арианами, так как каждая сторона хотела поставить своего епископа. Амвросий, как первый градоначальник, отправился в церковь для поддержания порядка. Когда он обратился с речью к толпе, какой-то ребенок вдруг крикнул: «Амвросий - елископи
Возглас был подхвачен народом. Амвросий, который 13 это время был
еще в числе оглашенных, почитая себя нелостойным, стал отказываться. Он пытался даже ложно опозорить себя, пробовал бежать из Медиолана. Дело дошло до императора Валентиниана Старшего (364-
375), приказа которого Амвросий не посмел уже ослушаться. Он принял святое Крещение у православного священника И, пройдя за семь дней все ступени церковной иерархии, 7 декабря 374 года был рукоположен в сан епископа Медиоланского и сразу жероздал всю свою
собственность, деньги и имение на украшение храмов, пропитание сирот и нищих, сам же обратился к строгой подвижнической жизни.
Суровое воздержание, долгие бдения и труды Амвросий сочетал
с исполнением обязанностей пастыря. Святитель Амвросий, отстаивая единство Церкви, энергично противодействовал распространению
ересей. Так, в 379 году ему удалось поставить православного епископа в Сирмии, а в 385-386 годах он отказался передать арианам
базилику Медиолана.
Проповедь святого Амвросия в защиту Православия оказывала
глубокое воздействие. Об этом свидетельствовал другой знаменитый. отец западной Церкви, блаженный Августин, принявший в 387
году святое Крещение благодаря проповеди епископа Медиолана.
Святитель принимал деятельное участие и в государственных
делах. Так, Грациан (375-383), получив от него Изложение православной веры, убрал, по указанию святителя, из зала сената в Риме
жертвенник Виктории, на котором принимались клятвы. Исполненный пастырского дерзновения, святитель наложил на Феодосия 1
(379-395) суровую епитимию за истребление невинных жителей
города Солуни. Для него не было различия между царем и простолюдином: разрешив Феодосия от епитимий, святитель не допустил
императора причащаться в алтаре, а заставил стоять вместе со всей
паствой.
Слава о епископе Авросии и его деяниях при влекла к нему
многих последователей из других стран. Из далекой Персии приходили к нему ученые мудрецы, чтобы обрести Истину. Фритигильда, царица воинственного германского племени маркоманов, часто
нападавшего на Медиолан, просила святителя наставить ее в христианской вере. Святой в письме к ней убедительно изложил догматы Церкви. Уверовавшая царица обратила в христианство своего
мужа и убедила его заключить мирный договор с Римской империей.
Строгость сочеталась у святителя с необыкновенной добротой.
Наделенный даром чудотворения, многих он исцелил от болезней.
Однажды во Флоренции, пребывая в доме Децента, ан воскресил
умершего мальчика.
Кончина святителя Амвросия, преставившегося к Богу в ночь
Святой Пасхи, сопровождалась многими чудесами, крещаемым же в
ту ночь детям он явился в видении. Святитель был погребе н в
Амвросиевой базилике, в Медиолане, под жертвенником, между мучениками Протасием и Гервасием.
Ревностный проповедник и мужественный защитник христианской веры, святой Амвросий получил особую известность и как замечательный церковный писатель. В догматических произведениях
он отстаивал православное учение о Святой Троице, таинствах и
покаянии (5 книг о вере; Изъяснение Символа веры; О воплощении;
3 книги о Святом Духе; О таинствах; 2 книги о покаянии). В сочинениях о христианской нравственности раскрывал превосходство
христианского нравоучения пред нравоучением язычников. Известная работа святителя «Об обязанностях священнослужителей» свидетельствует о глубоком осознании им пастырского долга; в ней
содержатся указания не только по ведению церковной службы, но и
нравственные наставления служителям Церкви. Святитель Амвросий был также преобразователем церковного пения. Он ввел в Западной Церкви ангифонное пение (по восточному, сирийскому образцу), известное как «амвросианский напев»; составил 12 гимнов,
которые исполнялись при его жизни. Его благодарственный торжественный гимн «Тебе, Бога, хвалим», составленный в 386 году, вошел
в Богослужение Православной Церкви.