В первые три дня Страстной седмицы,
посвященной воспоминанию последних
дней земной жизни Спасителя, Его страданий, Крестной смерти и погребения, на
утрене звучит тропарь, который начинается словами: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет
бдяща ... », Этот тропарь напоминает нам
евангельские притчи о десяти девах, ожидающих жениха (см.: Мф. 25: 1-13), и о
рабах, которые не знают, когда придет их
господин (см.: Мк. 13: 34- 37), и призывает
душу к бодрствованию: «Блюди убо, душе
моя, не сном отяготися,да не смерти предана будеши ... »,
В богослужениях первых дней Страстной
седмицы вспоминаются последние беседы
Спасителя с учениками, а также события,
про изошедшие в последние дни перед Его
страданиями. Так, в частности, в Великий
Понедельник - проклятие Господом бесплодной смоковницы; в Великий Вторник - притчи о десяти девах и талантах, а также
беседа о Втором При шествии Христовом и
Страшном Суде; в Великую Среду - совершенное грешницей помазание
Господа миром и предательство Иуды.
В каждый из этих трех дней совершается Литургия Преждеосвященных Даров,
в последний раз - в Великую Среду.
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК
В Четверг Страстной седмицы совершается воспоминание Тайной Вечери, за
которой Господь установил Таинство
Евхаристии и омыл ноги Своих учеников,
показав им «смирения образ»; также
вспоминается предательство Иуды. За
Литургией святителя Василия Великого,
совершаемой на вечерне, вместо Херувимской песни в этот день звучит особый
тропарь: «Вечери Твоея тайныя днесь,
Сыне Божий, причастника мя приими: не
бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник
исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем». Звучащее от первого лица,
это песнопение-молитва служит нам
предостережением от уподобления Иуде
и недостойного участия в Тайной Вечере.
Тропарь «Вечери Твоея тайныя ... » на
Литургии Великого Четверга также является причастным стихом, поется во время
причащения и вместо песнопения «Да исполнятся уста наша ... »,
ВЕЛИКИЙ ПЯТОК
В этот день - один из главных дней
церковного календаря - совершается
воспоминание Святых спасительных
Страстей Господа нашего Иисуса Христа:
Его искупительных страданий и Крестной
смерти. На утрене этого дня (которая
обычно совершается в Великий Четверток
вечером) читаются так называемые
Страстные Евангелия - 12 евангельских
чтений, повествующих о страданиях и
смерти Спасителя. Литургия в этот самый
скорбный в году день не совершается, а
совершаются Царские часы, на которых
звучат ветхозаветные пророчества, апостольские чтения и евангельские отрывки
о Страданиях Христовых. На вечерне
совершается вынос из алтаря на середину
храма для поклонения верующих плащаницы - изображения снятого с Креста
Спасителя. Сразу за вечерней следует малое повечерие, на котором читается прекрасный и пронзительный канон о Распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы.
ВЕЛИКАЯ СУББОТА
В Субботу Преблагословенную Святая
Церковь вспоминает телесное пребывание Спасителя во Гробе, Его сошествие
душою во ад, и уже в этот день, сочетаю-
щий в себе скорбь и радость, начинает
праздновать Воскресение Господне. (Следует отметить, что сошествие Спасителя
во ад запечатлено на иконе Воскресения
Христова: на ней Господь изображен стоящим на разрушенных вратах ада и берущим за руку Адама, который наконец-то
дождался своего Спасителя ... )
На утрене Великой Субботы звучит
канон «Волною морскою» - одно из
самых совершенных произведений церковно-литургического творчества. А один
из наиболее запоминающихся моментов
богослужения - обнесение плащаницы
вокруг храма при погребальном пении
Трисвятого и особом торжественно-печальном колокольном звоне.
Литургия Великой Субботы служится в
соединении с вечерней. Вот что по этому
поводу пишет протопресвитер Михаил
Помазанский: «Это соединение показывает, что данное богослужение относится
уже к следующему дню. А следующий
день - Пасха. И Литургия Великой Субботы связывает два святейших, но столь
разных по настроению, события. < ... >
После чтения Апостола наступает переломный момент. Алтарь закрывается, и все
темные облачения меняются на белые.
"Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты
наследиши во всех языцех", - поется многократно в это время хором. И после этого
благовествуется Евангелие, впервые о
воскресении Спасителя из Гроба. Однако
еще должен продолжаться покой Субботы,
ночь воскресения еще не наступила: "Да
молчит всякая плоть человеча.." - вместо
Херувимской. Так заканчиваются дни и
часы Страстной седмицы» ...