В неделю шестую по Пасхе в Церковном Богослужении вспоминается событие дарования Иисусом Христом зрения слепорожденному. Это воспоминание очень характерно дням христианской Пятидесятницы. Подобно и многим другим воспоминаемым событиям св. Церковью в этот период и чудо возвышает о Божественной силе и славе воскресшего Господа. По объяснению Синаксаря это чудо было совершено в Пятидесятницу.
В образе слепорожденного исцеленного Иисусом Христом, св. Церковь представляет нам образ всякого грешника, который есть слеп от рождения, потому что согрешили и лишены славы Божией, а дарованием чудесного света духовным и телесным очам слепца, мы поучаемся, что просветитель истинный – один лишь Господь и только во свете Его можно увидеть истинный спасительный свет: Правды Солнце мысленное Христе Боже, от утробы света лишенного Твоим пречистым прикосновением просветившее обоюду, и наши очи душевные озарившее, сыны дне покажи, и наши озари душевные чувства; Родившейся от Девы, просвещей всяческая, просвети меня, яко Благоутробен, окаянную душу мою, ношеборющуюся со тьмой страстей, предварив ущедри, и возсияй, мысленное Солнце, дне светлыя звезды во мне, во еже разделити ночь от света, умные мои очи ослепленные, Господи, от мрачного греха Ты просвети, вложив. Щедре, смирение, и покаяние омый слезами, слезу мне даруй, Христе, премудрости неизреченныя и разума горнего, Свете сущих во тме и прельщаемых Наставниче.
ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ
Христос воскресе!
По свидетельству апостола и евангелиста Иоанна Богослова, фарисеи негодовали на Иисуса Христа из-за
того, что Он, проявив Свою неизреченную милость, в
субботу даровал зрение слепорожденному человеку. Они
говорили: "Не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы" (Ин.9,16). Другие говорили: "Как может
человек грешный творить такие чудеса?" (Там же).
Лицемерная фарисейская оценка побуждает нас, братия и сестры, поразмыслить над тем, как мы соблюдаем
заповедь Божию и как чтим праздничные дни. Прежде
всего надо помнить, что Господь, создавший субботу,
является Хозяином субботы и всей нашей жизни. По за-
поведи Божией шесть дней человек должен заниматься
делами своими, а седьмой отдавать Господу Богу.
Еще в Ветхом Завете Бог дал установление чтить
седьмой день, воздавать должное праздничным дням.
Праздничный день верующий должен отдать Богу, без
Которого не может делать ничего (Ин.15,5). Хотя бы раз
в неделю в человеке должно пробуждаться чувство горнего, Божественного, должна проявляться потребность
молитвы глубокой, сознательной и смиренной, подобной мытаревой: "Боже, милостив будь мне грешному"
(Лк.18,13).
Необходим для нас Богом установленный воскресный день и праздничные дни для того, чтобы помнить
не только о хлебе насущном, питающем наше тело, но
и о хлебе духовном, питающем душу. Без этого хлеба
нет жизни для христианина.
Соблюдение праздников и воскресных дней дает человеку возможность заглянуть в свою душу, вникнуть в
свою жизнь, познать самого себя. Повседневная суета
волною захватывает нас, погружая в глубину житейского моря. Господь дарует нам седьмой день и другие
праздники, чтобы в эти дни мы могли спросить самого
себя: зачем же я существую на белом свете? Каждый день приносит нам что-то новое, необходимое для ума, души и сердца, для жизни. Каждый праздник питает нас духовно, помогает нашему совершенствованию. Вот праздник Рождества. Он благовествует
всем людям мир и Божественное снисхождение, являет
Божественную любовь, ради которой "Сын Божий Сыном Девы бывает" и становится Сыном Человеческим.
Праздник святой Пасхи. Он являет нам победу над грехом и смертью, торжество бессмертия и вечной жизни,
открывает нам путь ко всеобщему воскресению и к наследию вечной радости в невечернем дне Пасхи Небес-
ной. Вознесение открывает нам путь к небу, вослед
Христа Спасителя.
Каждый праздник дает верующим людям духовную
пищу и радость о Боге, дивном во святых Своих. Праздники и воскресные дни укрепляют нашу веру, дают
нам возможностъ на примерах святых Божиих людей
учиться истине и созиданию своего спасения. Жизнь
Пресвятой Девы Божией Матери, в честь Которой Церковь наша так часто совершает празднества, жизнь святых апостолов и всех угодников Божиих является свидетельством живой веры, могущей совершать великое,
славное и спасительное. В праздничные дни мы собираемся в святые храмы,
чтобы здесь едиными устами и единым сердцем славить
Бога, вкушать сладость общения с Ним, со всеми небожителями, друг с другом. В общей молитве пламенеют и
просвещаются наши сердца. Горячая молитва рядом
стоящего способна согреть холодность наших сердец и
умягчить черствость наших душ. Несчастны люди, утверждающие, что не обязательно христианину ходить в
церковь, что Господь, дескать, на всяком месте и Ему
можно молиться везде. Господь действительно на всяком месте, хвалить и славить Его можно и нужно всегда и всюду. Но мы знаем, как трудно среди повседневных забот отдать должное Богу, быть в молитвенном
единении с Ним, постоянно иметь Его в своем сердце.
Господь для того и дает нам радость седьмого дня, чтобы мы могли в этот день всецело сами себя и друг друга отдать Ему, насладиться радостью общения с Ним.
Общее моление, как фимиам, возносится горе, к престолу Царя Славы, и низводит на всех нас Божественную
благодать.
В субботу Господь дал зрение слепорожденному.
Этим Он не нарушил субботу, но освятил ее, ибо праздник дается человеку, чтобы он подумал не только о себе, но и о себе подобных. Праздничный день должен
быть проявлением нашей христианской любви к Богу и
ближнему, любви деятельной и искренней, сердечной и
сострадательной, помогающей друг друга тяготы носить
и так исполнять закон Христов (Гал.б,2).
Как это делали первые христиане, будем всегда едиными устами и единым сердцем славить и воспевать
Господа, давшего нам заповедь шесть дней делать, а
седьмой отдавать Ему. Во все дни своей жизни будем
творить добрые дела, ибо это благоприятно Богу и спасительно для нас. Аминь.
|