Прошедший в Москве Архиерейский Собор принял документ «О канонических аспектах церковного брака». В нем содержатся ответы на вопросы о том, кому
можно венчаться, а кому нельзя, по каким
причинам можно разводиться, а по каким
нет, сколько раз можно вступать в брак
и т.д. Но очень важно понять, что речь,
идет именно о канонических аспектах брака, а не обо всем церковном учении о браке.
Документ начинается следующими словами:
«Брак есть установленный Богом союз мужчины и женщины (ср. Быт. 2. 18-24; Мф. 19. 6).
По слову апостола Павла, брак подобен союзу
Христа и Церкви: "Муж есть глава жены, как и
Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
Но как Церковь повинуетtя Христу, так и жены
своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен,
как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя
за нее. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут
двое одна плоть" (Еф. 5. 23-25, 31 >.
Церковь всегда уподобляла брачный союз
мужчины и женщины союзу Христа с Церковью.
Из этого следует учение о вечности брачного
союза и его нерасторжимости. Церковь - это
невеста Христова. Она может быть только одна,
и другой не будет. Господь не оставляет Свою
Церковь, несмотря на то что люди, в нее входящие, порой грешат непомерно (включая духовенство). Если внимательно почитать историю
Церкви, можно просто ужаснуться от того, что в
отдельные периоды она настолько была заражена грехом (сребролюбием, властолюбием,
мздоимством и т.п.), что впору было возопить
вместе с пророком Илией: «Возревновал я о
Господе, Боге Саваофе, ибо сыны Изоаилевы
оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался
я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее»
(3 Цар. 19. 1 О). Но Господь никогда не остав-
лял Свою Церковь .
. Освященный Богом брачный союз является
вечным и нерасторжимым. И это не какой-то
недостижимый идеал, это норма для христианина. Но люди немощны, и Церковь не отталкивает от себя тех, кто не в силах понести этого.
То, что Церковь допускает три брака, отнюдь не
означает, что она к этому подталкивает. «Остался
ли без жены? не ищи жены», - говорит святой
апостол Павел и добавляет: «Впрочем, если и
женишься, не согрешишь» (1 Кор. 7. 27-28). Но
вместе с тем Церковь призывает людей смиренно сознавать свою немощь и каяться в том,
что они не могут понести - нет, не идеала, а нормы брака.
Для тех, кто вступает во второй, а тем более
в третий брак, в Требнике предусмотрено отдельное чинопоследование - «Порядок венчания вгоробрачных». Оно содержит в себе очень
красноречивую молитву:
«Господи Иисусе Христе, Слово Божие, Взошедший на Святой и Животворящий Крест, разорвавший запись наших грехов и избавивший
нас от власти диавола! Очисти Твоих рабов
(имена) от их беззаконий, ибо они, будучи безсильны переносить зной и тяготу дня и разжение плоти, сходятся для второго брачного общения, которое законоположил Ты через Апостола Павла, Твоего избранного сосуда, сказав
ради нас, немощных: "Лучше вступить в Госпо-
де в брак, нежели разжигаться". Поэтому, как
Милосердный и Человеколюбивый, взявший на
Свои плечи наши немощи, помилуй, прости и
очисти нас, отпусти и оставь наши грехи, ибо
никто не может быть безгрешным и непорочным, если бы он жил всего один день, так как только Ты Один безгрешно носил плоть и даровал нам вечное безстоастие. Ибо Ты - Бог. Бог
кающихся, и мы воссылаем славу Тебе с Твоим
Безначальным Отцом и с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, ныне и все-
гда и во веки веков» (Перевод с церковнославянского).
Поэтому молодым людям, которые намереваются вступить в брак, нужно, в первую очередь, говорить о вечности инерасторжимости
брака, а не о том, что венчаться можно три раза.
Как же нужно вступать в брак, освящаемый
Церковью в Таинстве венчания?
Во-первых, необходимо взаимное согласие
вступающих в брак.
Во-вторых, венчаться должны верующие православные люди. Это тоже норма, а не идеал.
В качестве снисхождения к немощам человеческим Церковь допускает браки с инославны-
ми христианами (католиками, протестантами,
членами армянской и других дохалкидонских
Церквей, а также со старообрядцами). Минимальное требование - исповедовать веру в Триединого Бога. И это опять-таки не должно восприниматься как то, что Церковь поощряет
такие браки. Ведь супруги не просто живут вместе на земле, они вместе совершают путь в Царство Небесное.
Церковь не венчает людей, отрицающих «основополагающие истины христианской веры и
нравственности», а также нехристиан (мусульман, буддистов и т.д.). Сюда же относятся чле-
ны таких сект, которые, может, и называют себя
христианскими, но по сути враждебны Церкви
Христовой. Например, «свидетели Иеговы -, мормоны и Т.П. Не венчает по одной простой причине: этим людям венчание просто ни к чему.
Как может получить благословение от Церкви
человек, враждебный к ней? Как может получить такое благословение человек, который не
верит в то, что это есть истинная Церковь Бо-
жия?
В-третьих, венчаться необходимо осознанно. Священникам вменяется в обязанность
разъяснить желающим вступить в брак церковное учение о браке, о том, что он есть по суще-
ству, какие взаимные обязанности он налагает
на мужа и жену. Разъяснить «важность И ответственность предпринимаемого ими шага, раскрыть христианское понимание любви между
мужчиной и женщиной, объяснить смысл и значение семейной жизни в свете Священного
Писания и православного учения о спасении».
В-четвертых, перед венчанием жених и невеста должны исповедоваться и поичастигься
Святых Христовых Таин. В предварительной
беседе священник также должен им это порекомендовать.
В-пятых, перед венчанием нужно зарегистрировать брак в государственных органах. Исключения составляют разные безотлагательные
случаи: смертельная болезнь, отправка в зону
боевых действий и т.д.
Несмотря на то что Церковь говорит об обязательности венчания и о благодатности этого
Таинства для людей, она признает невенчанный,
но зарегистрированный в госорганах брак настоящим действительным браком (а не блудом,
как настаивают отдельные духовники). И·при
подсчете количества браков, бывших в жизни
человека, венчанные браки считаются наравне
с невенчанными. А вот что действительно считается блудным сожительством, так это то, что в
народе зовется «гражданским браком», который
и не венчан, и не зарегистрирован нигде.
· тех, кто отрицает основополагающие истины христианской веры и нравственности;
· тех, кто уже состоит в ином браке, церковном или зарегистрированном государственными органами;
• тех, кто находится между собой в кровном
родстве по прямой линии независимо от степени родства (мать-сын, бабушка-внук и т.д.);
· тех, кто находится между собой в кровном
родстве по боковой до четвертой степени включительно (например, двоюродные братья и сес-
тры);
однако браки в пятой и шестой степени'
бокового кровного родства могут быть совершены с благословения епархиального архиерея
(например, ДЯДЯ с двоюродной племянницей или троюродные братья и сестры);
· тех, кто НЗХОДИТСЯ между собой в некоторых видах свойства, на которые указано: «отец
И сын С матерью и дочерью, или отец и сын с
девами двумя сестрами, или мать и дочь с двумя братьями, или два брата с двумя сестрами»;
• тех, кто состоит между собой в духовном
родстве: восприемника с им воспринятой во
Святом Крещении, восприемницу с ею воспринятым, восприемника с матерью воспринятого,
а также восприемницу с отцом воспринятой. То
есть кумовья и крестные, однако с благословения епархиального архиерея могут вступать в
брак крестная мать и крестный отец одного ребенка:
• тех, кто ранее состоял в трех браках (как
венчанных, так и просто зарегистрированных),
в которых желающий вступить в новый брак состоял после принятия им Святого Крещения;
· состоящих в духовном сане, начиная с посвященных в иподиаконский чин;
монашествующих;
не достигших брачного возраста согласно государственному законодательству (18 лет);
· признанных судом недееспособными в
связи с психическим расстройством (исключения - по благословению епархиального архиерея;
осуществивших так называемую смену пола;
удочеривших с удочеренными, усыновивших с усыновленными, приемных родителей с
приемными детьми.
Церковь категорически не венчает однополые браки. Не признаются также иные формы
сожительства, не соответствующие определению брака как союза между мужчиной и жен-
щиной. Например, браки с животными, растениями, неодушевленными предметами. Не смейтесь! 6 февраля 2004 года в штате Техас был
принят закон, разрешающий браки с представителями флоры и рядом неодушевленных
предметов. Список таких предметов включал в
себя 745 наименований. Через месяц действие
закона было приостановлено, но за это время
около 10 000 жителей Техаса зарегистрировали брак с деревьями, цветами, любимыми мотоциклами и т.д.
Теперь о грустном - о разводе .•
Евангелие нам об этом говорит следующее:
«И приступ или К Нему фарисеи и, искушая Его,
говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?
Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину
сотворил их? И сказал: посему оставит
человек отца и мать и прилепится к жене
своей, и будут два одною плотью, так что
они уже не двое, но одна плоть. Итак, что
Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей за-
поведал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей
по жестокосердию вашему позволил вам
разводиться с женами вашими,.а сначала не было так; но Я говорю вам: кто раз-
ведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелю-
бодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19. 3-9).
Итак, единственная причина развода - это прелюбодеяние. Все остальные причины, которые
признает Церковь, она признает «по жестокосердию вашему». И тут не стоит искать противоречия и обвинять Церковь в приспособленчестве или компромиссах С грешным миром.
Вот как толкует это место Священного Писания
святитель Иоанн Златоуст: «Законодатель (Моисей. - Ред.) оказал немалое снисхождение,
позволив давать разводную; но это было сделано для избежания другого, гораздо большего
зла. В самом деле, если бы закон принуждал
держать жену и ненавистную, то ненавидевший
легко мог бы убить ее. А народ иудейский на
это был способен».
Следуя этой логике, Церковь и признает иные
причины для развода, кроме прелюбодеяния.
Однако настаивает на том, что «при жизни супругов их союз должен быть нерушимым по слову Спасителя: "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает"».
Эти иные причины следующие:
· отпадение одного из супругов от Православия;
• прелюбодеяние одного из супругов (Мф.9) и противоестественные пороки;
· вступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством;
· неспособность одного из супругов к брачному сожитию, явившаяся следствием намеренного самокалечения;
· заболевание одного из супругов, которое
при продолжении супружеского сожительства
может нанести непоправимый вред другому
супругу или детям;
· медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания супруга,
при его отказе от лечения и исправления образа жизни;
· безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее трех лет
при наличии официального свидетельства уполномоченного государственного органа; указанный срок сокращается до двух лет после окончания военных действий для супругов лиц, пропавших без вести в связи с таковыми, и до двух
лет для супругов лиц, пропавших без вести в
связи с иными бедствиями и чрезвычайными
происшествиями;
· злонамеренное оставление одного супруга
другим (длительностью не менее года);
• совершение женой аборта при несогласии
мужа или принуждение мужем жены к аборту;
· надлежащим образом удостоверенное посягательство одного из супругов на жизнь или
здоровье другого супруга либо детей;
· неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака,
подтверждаемая медицинским свидетельством
и устраняющая возможность продолжения брачной жизни.
Опять-таки, это не причины для однозначного
расторжения брака, а причины, по которым можно обратиться к епархиальн м властям с
просьбой рассмотреть такой вопрос. Епархиальные же власти должны «всячески увещевать
лиц, ищущих развода, не принимать поспешных
решений, но, по возможности, примириться И сохранить свой брак».
Если же, несмотря на усилия епархиальных
властей, сохранить брак не представляется возможным, то в таком случае «невиновной стороне выдается свидетельство о признании данного брака утратившим каноническую силу и о
возможности для такой стороны венчаться вторым или третьим браком».
Возможность венчаться после такого разрыва отношений может быть предоставлена и виновной стороне. Однако это обусловлено принесением покаяния и исполнением епитимии.
И тут также не следует кричать «ура!» и думать,
что прелюбодеяние, насилие или совершение
аборта - это не так уж и страшно, коль после
всего этого можно будет обвенчаться еще раз.
Покаяние в совершенных грехах должно быть
искренним, ибо только такое покаяние при нимается Богом. Епархиального архиерея и его
секретаря обмануть можно, но Бога - никогда.
Существует и еще одна причина для признания церковного брака утратившим каноническую силу - это пострижение одного из супругов в монашество. Такой постриг обусловливается двумя обстоятельствами:
· наличие письменного согласия другого супруга;
· отсутствие несовершеннолетних детей
или иных лиц, находящихся на иждивении супруга, намеревающегося принять монашество.
Правда, не сказано, какая сторона при этом
считается «виновной» И может ли другая сторона вступать в следующий брак. По общей
логике документа - может. Это подтверждается и исторической практикой. Но злоупотреблять
этим также не следует.
Кстати, кроме «признаиия церковного брака
утратившим каноническую силу», существует и
другая форма развода: «приэнание церковного
брака недействительным-. Разница в том, что
при признании церковного брака недействительным он признается таковым с момента заключения и не должен считаться при подсчете
количества браков. При признании церковного
брака утратившим каноническую силу он признается таковым с момента вынесения со-
ответствующего решения епархиальным архиереем.
Признание церковного брака недействительным возможно в следующих случаях:
· если брак совершен по ошибке (например, при незнании обеих сторон о наличии препятствий к нему: родственных связей и т.д.);
· если есть злой умысел (то есть о таких
препятствиях одна сторона знала, но скрыла. Например, монашествующий или священник не
признается в этом);
· если после брака обнаруживается неспособность другого супруга к брачному сожительству по естественным причинам, если таковая
неспособность 'Началась до совершения брака
и при этом была скрыта от другой стороны.
Завершить статью хотелось бы словами святителя Иоанна Златоуста: «Нет ничего драгоценнее того, как быть любиму женою и любить
ее. Когда муж и жена между собою согласны - это мудрый полагает в числе блаженств. Где
есть это, там есть всякое богатство, всякое счастье; а, напротив, если нет сего, то другое ничто
не помогает, но все превращается, все полно
неприятности и расстройства. Итак, сего станем искать преимущественно пред всем».