Кто такие
Святые?
С воплощением Христа в
мире уже нет отдельного верующего - есть Церковь, - Тело Христово, в
котором христианин является одним из его членов. В этом единстве
индивидуального и общего (Церкви) сокрыто прочное основание
христианской жизни и христианского совершенствования. Приобщение Богу
возможно лишь в свободном акте духовного напряжения, проявляющегося в
различных видах подвига. Сила веры обнаруживается в силе подвига, хотя
сам по себе подвиг далеко не всегда является показателем истинной
ревности христианина, ибо весьма многие так называемые добрые дела,
даже у христиан, проистекают не из стремления к исполнению заповеди о
любви к Богу и ближнему, а из совершенно иных мотивов. Но
основное, что происходит при духовном росте человека — это
внутреннее изменение по образу Христа и его инаковость по сравнению с
«образом мира сего» (см. 1Кор.7:31). Преп. Макарий
Египетский говорит: «У христиан — свой
мир, свой образ жизни, и ум, и слово, и деятельность свои».
Почему мы
почитаем святых
Основание для почитания
святых заключается в духовной связи между Христом и теми,
«которые Христовы» (см. Гал. 5: 24), и их близостью
к Нему. Спасающиеся в Церкви получают силу и жизнь Христову, обожаются,
становятся «богами по благодати», сами являются
«христами» во Христе Иисусе.
Святые суть те, кто
подвигом своей действенной веры и деятельной любви осуществили в себе
свое богоподобие и тем явили в силе Божий образ. В этом очищении сердца
подвигом души и тела и заключается путь спасения каждого человека, в
которого вселяется Христос: «…Не я живу, но живет
во мне Христос» (Гал. 2: 20), по слову Господню:
«Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое, и Отец Мой возлюбит
его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:
23). Спасение совершается, как решительное самоопределение, и
начинается благодатное возрастание, для каждого человека соответственно
его личному образу и типу его духовной личности.
Почитание
Святых в Единой Церкви
Святость столь же
многообразна, как и человеческие индивидуальности. Подвиг святости
всегда имеет в себе индивидуально-творческий характер. Поэтому Церковь
знает разные чины святости или духовные образы спасения.
Прославленные на небе
святые принадлежат к той же единой Церкви Христовой, членами которой
являемся и мы. Вследствие этого, мы, хотя и живем на земле, но так как
принадлежим к одному Телу Церкви, то «уже не чужие
и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:
19). Естественным побуждением к почитанию святых служит вера в то, что
святые суть «друзья Божии» (Пс. 138: 17),
«друзья Христовы» (Ин. 15: 14) и если они удостоены
прославления Самим Богом, то тем более должны быть почитаемы людьми,
членами Церкви земной, странствующей, устремляющейся к отечеству
небесному. Это так естественно, что еще в Древней Церкви существовал
обычай почитания и ублажения святых (например, Игнатия Богоносца,
Поликарпа Смирнского и др.).
Дивен Бог во
святых Своих
Почитание святых в
Православной Церкви всегда Христоцентрично и немыслимо без почитания
Христа, Лик Которого всегда проступает сквозь образ любого святого.
Поэтому утверждение того, что почитание святых угодников каким-то
образом умаляет искупительный подвиг Христа Спасителя, равнозначно
утверждению, что честь, воздаваемая плодам, умаляет достоинство лозы,
на которой и благодаря которой эти плоды выросли. Смысл православного
почитания святых излагает святой Иоанн Дамаскин (Слово 3-е
«Об иконах»). Он пишет: «Достопоклоняемы
святые — не по естеству своему, мы поклоняемся им,
… Поклоняемся им мы не как богам и благодетелям по естеству,
но как рабам и сослужителям Божиим, имеющим дерзновение к Богу по любви
своей к Нему. Поклоняемся им, потому что сам Царь относит к Себе
почитание, когда видит, что почитают любимого Им человека».
Определение
слова «святой».
Святой — в
христианстве (за исключением некоторых протестантских конфессий)
благочестивый и добродетельный человек, канонизированный Церковью,
являющий собой образец добродетели и пребывающий по учению Церкви после
его кончины на небесах и молящийся перед Богом за членов Церкви, еще
живущих на земле.
Святой - это значит
выделенный, отделенный от мира человек. Святой это тот, кто здесь, на
земле руководствуется в повседневной своей жизни Божественными
заповедями Жизни Вечной. Святые — это в первую
очередь иные люди, отличные от живущих «по стихиям мира, а не
по Христу» (Кол. 2: 8). Они не плотские, они побеждают то,
что порабощает других: «Похоть плоти, похоть очей и гордость
житейскую» (1Ин. 2: 16). Именно в этой выделенности святых из
мира, из атмосферы греха, состоит принципиальное церковное понимания
святости.
В чем
выражается почитание святых?
Удостоенные прославления
от Самого Бога святые почитаются нами как образцы нравственного
совершенства, к которому должны стремиться все. Для нас ценен опыт
святых — людей, которые путем преодоления своих страстей
сподобились богообщения, приблизились к Богу, отдаленному от нас не
расстоянием, а нашей греховной жизнью. Преподобный Симеон Новый
Богослов говорил, что «святые — это не посредники
между нами и Христом. Но они соединяют нас с Ним золотой цепью
святости, восходящей к апостолам и Христу».
Обычные формы, в которых
выражается Церковью почитание святых, кроме молитвенного их призывания,
следующие: празднества в честь их, соединенные с благоговейным
воспоминанием их подвигов и дел с целью подражания им, что и выражается
в более или менее торжественных церковных службах. А также в сооружении
храмов во имя святых, возжигании светильников, каждении перед их
изображениями, поклонении и преклонении перед ними колен, целовании их
изображений и т. д. Такое почитание — это выражение нашего
благоговения к святым как верным рабам и друзьям Божиим. В этом не
только прославление самых святых, как наиболее полно отразивших в себе
образ Божий, но и прославление Самого Бога, «дивного во
святых Своих».
Протоиерей
Александр Кошилка
|