Василий Александрович Сухомлинский родился 28 января 1918 года на Украине в селе
Васильевка Кировоградской Области. Биография просто, пряма как луч. Образование
получил в Полтавском пединституте. Война. фронт с сентября 1941. В кровопролитных боях под Ржевом Сухомлинский получает тяжёлое ранение. Костлявая рука
смерти едва не дотянулась до сердца. Так и остался под сердцем осколок, навсегда.
В 1944 году, как только советские войска вышибли немецко-фашистских оккупантов, Василий Александрович возвращается на Украину, в посёлок Павлыш родного
Онуфриенского района родной Кировоградской области, становится директором
Павлышской средней школы. Павпышская школа - на всю жизнь, Двадцать три года
директорства. До самой смерти - до 2 сентября 1970 года. Обычный директор провинциальной школы беззаветным служением своему делу, детям, Родине оставил неизгладимый след на Земле, навсегда вошёл в плеяду великих педагогов, подвижников.
22 года бурной, невероятно кипучей педагогической, научной, литературной и административной деятельности. 48 монографий,
500 статей, 1,5 тысячи сказок и рассказов для
детей. Член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР и СССР, Заслуженный
учитель УССР. Это с осколком - то в груди! И вне
сомненья - с искрой Божьей! Можно говорить
о феномене Сухомлинского!
Насколько же и для кого актуален опыт
этого педагога в нашей школе? Что в его
взглядах временное, а что - вечное?
Перечитывая его труды, все время ловишь
себя на мысли: ведь это было востребовано,
это все работало.
Сухомлинский сформировался как личность до научно-технической революции, то
есть до первого компьютера, до первого искусственного спутника, до атомного реактора
и до начала промышленного использования
катализаторов в химической промышленности. Как вписывается его наследие в мир, уже
воплощающий в реальность самые смелые
фантазии Лема и Азимова, Кларка и Брэдбери?
Современная школа переживает не самое
легкое время. И в первую очередь трудность
нашей школы - в полной внутренней бессмысленности, в отсутствии ОБРАЗА, по которому осуществляется образование молодого
человека. А ведь для выполнения задачи школы важен именно образ - входящий - что имеем на входе - и завершающий - что мы хотели
бы иметь на выходе ... Не может быть образования без ориентации на образец!
Посмотрим, как Сухомnинский понимал
главную задачу школы.
Цель воспитания он видел в формировании
потребностей, не только материальных, но и
духовных, в развитии потребностей, которые
делают человека возвышеннее, целеустремленнее,сознательней.
Воспитание потребностей - особая проблема для теории и практики воспитания.
Сложность заключается в формировании
гармоничного соотношения всех видов потребностей. Сухомлинский утверждал, что
необходимо научить понимать, «что» именно
имеет право, и в первую очередь - нравственное право, желать каждый конкретный человек. Поэтому «воспитание культуры желаний
- один из самых ярких оттенков той сложной
вещи, которую мы называем нравственным
смыслом школьной жизни».
Читая это, испытываешь горечь. Вспоминается, как нам прививали животные желания.
Любая реклама начиналась с обещания получить наслаждение, а формулой наслаждения
было - обнаженное девичье тело ...
Школа упустила приоритет в формировании ценностей, а те, кто перехватил этот приоритет, задумывается о формировании не человека, а большого потребителя, у которого
. на первом месте - плоть, а не дух.
Молодые люди, скользя взглядом по рекламе, никогда не узнают, что прилично и почетно быть строителем красивых, удобных и
безопасных автотрасс, они не догадаются, что
разработка и постройка мусороперерабатывающих комбинатов - совершенно необходимая для Земли работа. Многие молодые люди
хотят здесь и сейчас все животные прелести
жизни - пиво, машину, «телку» (не жену, заметьте, - «телку»!). Потому что им говорят, что
престижно иметь вещь, а не быть Человеком
Созидающим.
Животные потребности воспитываются
легко, быстро. Хотим ли мы вместе с нашими
детьми стать послушными потребителями
чего попало? Тогда надо честно признать, что
наш идеал - «дивный новый мир», описанный
О. Хаксли в одноимённом романе. Вот только
жаль, что в таком мире вместо людей «счастливо» живут фактически биороботы, с «усеченным» и жестко запрограммированным сознанием, ориентированным на потребление.
Если нас это не устраивает, значит, нам надо
много и быстро думать. Но пока школа выполняет социальный заказ, ориентированный на
тупиковый путь социального развития.
Сухомлинский искренне желал воспитывать хорошего человека, он считал, что желание быть хорошим свойственно человеку:
«Желание быть хорошим - моя педагогическая вера. Я твёрдо верю в то, что воспитание
лишь тогда становится ваянием человека,
когда оно основано на культе человеческого
достоинства. На том, чтобы человеку неприятно, мерзко было даже думать о себе как о
плохом, чтобы ему хотелось быть хорошим,
чтобы это было сокровенное, неискоренимое
желание ... »
Мы уже привыкли видеть развязных, наглых подростков и молодых людей на улицах,
нас «радуют» В новостях все новыми и новыми
безумствами - убийством бабушки за пенсию,
поруганными могилами на кладбищах. Подростки не ведают, что творят, потому что нет у
них внутри этого огонька, маленькой свечечки - желания быть хорошим.
Что же мы делаем с детьми, как же мы
можем это продолжать делать?А нужно нашим детям ни много - ни мало,
- научиться жить, действовать в этом мире
(причем не только и не столько материальном, а прежде всего в сложнейшем мире
человеческих отношений), исследовать его
и пользоваться его законами. Причем желательно пользоваться, не нанося вреда природе и окружающим. А в идеале - чтобы ребенок
был готов к созидательному труду на благо
всей Земли. Это простая такая, внятная задача. Внятная задача для ребенка - увидеть, что
он не самый пуп земли, что вокруг есть люди,
которые иногда нуждаются в помощи и в сочувствии, что они настолько интересны, что
очень важно уметь их увидеть, услышать и попытаться понять.
АФОРИЗМЫ И ВЫСКАЗЫВАНИЯ В.А. СУХОМЛИНСКОГО
- Ребёнок не может жить без смеха. Если вы не научили ею смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех его будет насмешкой .
- Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
- В воспитании чувства сопереживания, в формировании совести и способности воспитывать самого себя - суть связи между словом и делом.
- Воспитание личности - это воспитание такого стойкого морального начала, благодаря которому человек сам становится источником благотворного влияния на других, сам воспитывается и в процессе самовоспитания ещё больше утверждает в себе собственное моральное начало.
- Воспитывая своею ребёнка, ты воспитываешь себя, утверждаешь своё человеческое достоинство.Сказка - это, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонёк детской мысли и речи.Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, - это творение будущего и взгляд в будущее.
- Учение - это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием.
- Детство не должно быть постоянным праздником; если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребёнка остаётся недоступным и счастье труда ... в труде раскрывается богатство человеческих отношений.
- Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать.