СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ, ПАСХА 2018
Наш банер


СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ, ПАСХА 2018
СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ, ПАСХА 2018
ПРОГНОЗ ПОГОДЫ

ГЕОГРАФИЯ САЙТА
free counters

Главная » Статьи » Разное

Солнечный учитель
Василий Александрович Сухомлинский родился 28 января 1918 года на Украине в селе Васильевка Кировоградской Области. Биография просто, пряма как луч. Образование получил в Полтавском пединституте. Война. фронт с сентября 1941. В кровопролитных боях под Ржевом Сухомлинский получает тяжёлое ранение. Костлявая рука смерти едва не дотянулась до сердца. Так и остался под сердцем осколок, навсегда.

В 1944 году, как только советские войска вышибли немецко-фашистских оккупантов, Василий Александрович возвращается на Украину, в  посёлок Павлыш родного Онуфриенского района родной Кировоградской области, становится директором Павлышской средней школы. Павпышская школа - на всю жизнь, Двадцать три года директорства. До самой смерти - до 2 сентября 1970 года. Обычный директор провинциальной школы беззаветным служением своему делу, детям, Родине оставил неизгладимый след на Земле, навсегда вошёл в плеяду великих педагогов, подвижников.

22 года бурной, невероятно кипучей педагогической, научной, литературной и административной деятельности. 48 монографий, 500 статей, 1,5 тысячи сказок и рассказов для детей. Член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР и СССР, Заслуженный учитель УССР. Это с осколком - то в груди! И вне сомненья - с искрой Божьей! Можно говорить о феномене Сухомлинского!

Насколько же и для кого актуален опыт этого педагога в нашей школе? Что в его взглядах временное, а что - вечное?

Перечитывая его труды, все время ловишь себя на мысли: ведь это было востребовано, это все работало. Сухомлинский сформировался как личность до научно-технической революции, то есть до первого компьютера, до первого искусственного спутника, до атомного реактора и до начала промышленного использования катализаторов в химической промышленности. Как вписывается его наследие в мир, уже воплощающий в реальность самые смелые фантазии Лема и Азимова, Кларка и Брэдбери? Современная школа переживает не самое легкое время. И в первую очередь трудность нашей школы - в полной внутренней бессмысленности, в отсутствии ОБРАЗА, по которому осуществляется образование молодого человека. А ведь для выполнения задачи школы важен именно образ - входящий - что имеем на входе - и завершающий - что мы хотели бы иметь на выходе ... Не может быть образования без ориентации на образец!

Посмотрим, как Сухомnинский понимал главную задачу школы.

Цель воспитания он видел в формировании потребностей, не только материальных, но и духовных, в развитии потребностей, которые делают человека возвышеннее, целеустремленнее,сознательней.

Воспитание потребностей - особая проблема для теории и практики воспитания. Сложность заключается в формировании гармоничного соотношения всех видов потребностей. Сухомлинский утверждал, что необходимо научить понимать, «что» именно имеет право, и в первую очередь - нравственное право, желать каждый конкретный человек. Поэтому «воспитание культуры желаний - один из самых ярких оттенков той сложной вещи, которую мы называем нравственным смыслом школьной жизни».

Читая это, испытываешь горечь. Вспоминается, как нам прививали животные желания. Любая реклама начиналась с обещания получить наслаждение, а формулой наслаждения было - обнаженное девичье тело ...

Школа упустила приоритет в формировании ценностей, а те, кто перехватил этот приоритет, задумывается о формировании не человека, а большого потребителя, у которого . на первом месте - плоть, а не дух.

Молодые люди, скользя взглядом по рекламе, никогда не узнают, что прилично и почетно быть строителем красивых, удобных и безопасных автотрасс, они не догадаются, что разработка и постройка мусороперерабатывающих комбинатов - совершенно необходимая для Земли работа. Многие молодые люди хотят здесь и сейчас все животные прелести жизни - пиво, машину, «телку» (не жену, заметьте, - «телку»!). Потому что им говорят, что престижно иметь вещь, а не быть Человеком Созидающим.

Животные потребности воспитываются легко, быстро. Хотим ли мы вместе с нашими детьми стать послушными потребителями чего попало? Тогда надо честно признать, что наш идеал - «дивный новый мир», описанный О. Хаксли в одноимённом романе. Вот только жаль, что в таком мире вместо людей «счастливо» живут фактически биороботы, с «усеченным» и жестко запрограммированным сознанием, ориентированным на потребление. Если нас это не устраивает, значит, нам надо много и быстро думать. Но пока школа выполняет социальный заказ, ориентированный на тупиковый путь социального развития.

Сухомлинский искренне желал воспитывать хорошего человека, он считал, что желание быть хорошим свойственно человеку: «Желание быть хорошим - моя педагогическая вера. Я твёрдо верю в то, что воспитание лишь тогда становится ваянием человека, когда оно основано на культе человеческого достоинства. На том, чтобы человеку неприятно, мерзко было даже думать о себе как о плохом, чтобы ему хотелось быть хорошим, чтобы это было сокровенное, неискоренимое желание ... »

Мы уже привыкли видеть развязных, наглых подростков и молодых людей на улицах, нас «радуют» В новостях все новыми и новыми безумствами - убийством бабушки за пенсию, поруганными могилами на кладбищах. Подростки не ведают, что творят, потому что нет у них внутри этого огонька, маленькой свечечки - желания быть хорошим.

Что же мы делаем с детьми, как же мы можем это продолжать делать?


А нужно нашим детям ни много - ни мало, - научиться жить, действовать в этом мире (причем не только и не столько материальном, а прежде всего в сложнейшем мире человеческих отношений), исследовать его и пользоваться его законами. Причем желательно пользоваться, не нанося вреда природе и окружающим. А в идеале - чтобы ребенок был готов к созидательному труду на благо всей Земли. Это простая такая, внятная задача. Внятная задача для ребенка - увидеть, что он не самый пуп земли, что вокруг есть люди, которые иногда нуждаются в помощи и в сочувствии, что они настолько интересны, что очень важно уметь их увидеть, услышать и попытаться понять.



АФОРИЗМЫ И ВЫСКАЗЫВАНИЯ В.А. СУХОМЛИНСКОГО

  •  Ребёнок не может жить без смеха. Если вы не научили ею смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех его будет насмешкой . 
  • Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
  •  В воспитании чувства сопереживания, в формировании совести и способности воспитывать самого себя - суть связи между словом и делом.
  • Воспитание личности - это воспитание такого стойкого морального начала, благодаря которому человек сам становится источником благотворного влияния на других, сам воспитывается и в процессе самовоспитания ещё больше утверждает в себе собственное моральное начало.
  • Воспитывая своею ребёнка, ты воспитываешь себя, утверждаешь своё человеческое достоинство.Сказка - это, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонёк детской мысли и речи.Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, - это творение будущего и взгляд в будущее.
  • Учение - это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием.
  • Детство не должно быть постоянным праздником; если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребёнка остаётся недоступным и счастье труда ... в труде раскрывается богатство человеческих отношений.
  • Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать.


По материалам сайтов www.p4c.ru.
 www.relga.ru 



Категория: Разное | Добавил: admin (08.08.2013)
Просмотров: 664
 
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

СВЯТО-ПОКРОВСКИЙ СОБОР, ул. Красноармейская, 1, пгт. Петриковка, Петриковский район, Днепропетровская область,

тел. +3805634 2 4616, email: newbegin3@gmail.com

Хостинг от uCoz