Почему музыка обладает такой притяraтenьной
силой и обаянием? Какое
дейcrвие производит звук
на психику человека?
Существует ли орraничеекая связь между музыкой
и математикой - царицей
наук? Эти вопросы ставили
перед собой уже древние
философы, но они не менее
актуальны и в наше время.
Представление о музыке как
гармонии и структуре миров
проходит через античную философскую традицию от Пифагора до Платона и его преемников. Надпись над воротами академии. Платона гласила, что
сюда войти может только тот, кто
изучил музыку и математику:
без знания этих предметов постигнуть философию невозможно. Характерно, что покровитель
философии Аполлон изображался с лирой в руках.
Для пифагорейцев движение
звезд и солнца звучало как таинственная музыка небесных
сфер и песнь космоса. По преданию, живший еще до Пифагора певец и музыкант Орфей мог
укрощать своей игрой диких зверей (аллегория человеческих
страстей). Смерть Орфея также
является мифологемой и символом: его убивают и разрывают на части разъяренные вакханки, так как своей. музыкой он
мешал им предаваться демоническим экстазам и эротическому неистовству.
Музыка не только гармонизирующая сила, это тайноведение мира и человека. Древние
врачи умели посредством музыки исцелять болезни; они подбирали для больных мелодии с
такой же тщательностью' и осторожностью, с какой приготовляют лекарства. Считалось, что
каждому органу человеческого
тела соответствует особый звук
или сочетание звуков. Звуками
можно исцелять и убивать.
В древности на Востоке был
особый вид мучительной казни:
человека подвергали продолжительной, несмолкающей какофонии звуков; громкие, ревущие, диссонирующие звуки подавляли и разрушали жизненные ритмы его организма, он
терял сон, сходил с ума и умирал, как бы таял на глазах. По
загадочным словам Платона, музыка способна разрушать государства.
Музыка - самый интимный,
непосредственный вид искусства, где особенно четко проявляются гармония и ритмы. Но музыка должна присутствовать так-
же в живописи, поэзии, скульптуре и архитектуре, так как земная красота и гармония - это
отсвет вечной метафизической
красоты.
Надо сказать, что с античной
традицией перекликаются концепции некоторых современных
философов. Знаменитый философ и искусствовед А.Ф.Лосев
специально занимался теорией
музыки для своих философских
работ. Основатель абстракционизма, художник и теоретик искусства В.В.Кандинский считал
звук аналогом идеи Платона.
Согласно этим понятиям, мир -
это воплощение звуковых гамм,
музыка, трансформировавшаяся
в материю, огонь, ставший веществом. Звук - это логос предмета и его язык: все живущее
поет, все существующее звучит.
Звук - связь миров, от атомов до
галактик. Звуковая вибрация
является онтологией предметов,
их сутью и самовыражением.
живописец должен услышать
музыку предмета - его песнь о
себе - и переложить звуки на
полотно через краски и линии.
Если это ему удастся, то его картина будет обладать особым мистическим очарованием.
Декаданс современного общества отразил себя в искусстве и особенно в музыке. Такой
вид музыки, как рок, - это демоническая мистерия, образ смерти и распада. Рок-музыка парализует ум, извращает чувства,
погружает душу в наркотическое состояние, как будто водит
ее по кругам ада. Эта музыка -
предчувствие приближающихся
катастроф и гибели человечества. Рок - огненная лава, которая выплескивается из преисподней на землю, потеря Логоса как вечного света и погружение души во мрак хаоса; это
пляска сатаны на обломках разрушающихся миров. Как заклинатель вызывает змей из нор, так
рок-музыка пробуждает драконов, гнездящихся в темных расселинах человеческих душ.
Рок-музыка - это протест и
восстание против всех законов
и традиций как тирании над человеком. Первый протест прозвучал на небе из уст сатаны,
который возомнил себя богом,
забыв о своей тварной ограниченности. Это было духовным
самоубийством первоангела как
протест против того, что существует Бог. В рок-музыке звучит как эхо восстание сатаны и
грохот его падения. Здесь человек переживает возобновление союза с демоном, который
в древности заключил Адам.
В рок-музыке человек отождествляет себя со своим подсознанием, звериными инстинктами, лежащими на дне его
души. В диссонирующих звуках
рока воплощена ненависть
к Богу и Его законам, любовь к
сатане, поправшему все законы.
Здесь даже не победная песнь
о мнимой свободе и призрачном торжестве зла на земле, а
безысходная тоска и судороги
отчаяния оставленности и отреченности с это реквием о сатане и человечестве.
Рок-музыка - это философия
абсурда и красота безобразия,
бегство в себя, желание скрыться от мира в мусорном ящике и
замена обычных норм общения
цинизмом и беснованием. Это
злобное отрицание врожденной нравственности и эстетики
как древней лжи и замена их
культом уродства и безстыдства
как новой религией.
Рок-музыка - это замена образа Божия в душе образом
падшего первоангела. Звуки
рок-музыки подобны кисти безумного художника, который
рисует темный лик сатаны как
икону на стене разрушенного
храма. Конвульсирующие звуки
рока, похожие на стоны, хохот и
вой, - это мистика ада и магия
извращенных страстей; это судороги и хрип предсмертных мук,
слезы невыразимой боли и бесовский смех над могилой человечества.
Рок-музыка похожа на вальпургиеву ночь, которая опустилась на землю. До нас дошли описания сатанинских шабашей Средневековья. Колдуны и
ведьмы в вальпургиеву ночь собираются на свой зловещий
праздник. Среди них колоритная фигура, как черная маска на
карнавале, - ксендз, продавший
душу диаволу; он принес с собой выкраденную из алтаря святыню для осквернения. Без это-
го кощунства, без поругения святыни сатана, как распорядитель
шабаша, не может быть вполне
удовлетворен. Ксендз, изменивший Христу, - это постоянный
персонаж мистерий, происходивших, как свидетельствует летопись, ежегодно на горе Броккен. Неизвестно, подходят ли
колдуны и ведьмы под его благословение или же он вместе с
ними целует хвост козла.
Наступает апофеоз мистерии. Появляется сатана, гаснут
свечи, и Броккен погружается в
вожделенную темноту, где нет
ни запретов, ни законов. Утром
бледная заря встает над опустевшим Броккеном, как над заброшенным кладбищем, и сама
гора кажется мертвым знаком
смерти, символом безпредельной пустоты.
Смолкают звуки рока, эажигается электрический свет в
зале. Люди, получившие здесь
невидимую инициацию, как
клеймо на душу, идут в мир, идут
уже другими, чем они пришли
сюда.
Архимандрит
Рафаил Карелин
cerkov.ru
|