Два человека
вошли в храм помолиться. Один фарисей, а другой мытарь. Гордость фарисея и
уверенность его в собственной праведности
были таковы, что он искал первого места не только в глазах людей, но и
перед Богом, занимал лучшее место не только за обедом и собрании, но и за
молитвой.
Одного этого
достаточно, чтобы понять, какой страшной неправедностью поражен фарисей и как
ослепил его грех. Грех ослепляет. «Если говорим, что не имеем греха –
обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1.8).
Грешный человек
пришел в храм, чтобы обесчестить других людей и похвалится своими добрыми
делами. Он не грабитель, не обидчик, не прелюбодей, как другие. Мало того! Он
постится два раза в неделю и десятую часть
из всего, что имеет, отдает на Церковь и нищим. Запомним, братья и
сестры, с самого начала нашего пути к Великому посту: пост, и молитва, и добрые
наши дела, оказывается, могут не приближать нас к Богу, а наоборот, удалять от
Бога и от людей.
Пост, и молитвы,
и милостыня существуют для того, чтобы мы научились смирению и любви к Богу
и человеку. Фарисей постился и давал
милостыню, но он призирал и ненавидел других, надмевался и превозносился над
Богом. И вообще, зачем ему было в храм приходить, если Бог отравляет его домой
ни с чем ! Господь показывает ложное благочестие - то фарисейство, которое неистребимо в
человечестве и живо до сих пор в христиан. Оно как высокое, до времени зеленое
дерево, не имеющее плода и гнилое внутри.
Как научиться
молиться? Вот как надо молиться: мытарь, стоя вдали, не смел поднять глаз к
небесам, но ударил себя в грудь, говоря: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!»
(Лк.18. 13). Господь заканчивает причту словами: «Ибо всякий, возвышающий сам
себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18. 14).
«Пока человек не
достигает смирения, он не получит награды за свои труды, - говорит преподобный
Ефрем Сирин. – Награда дается за смирение,
а не за труды» Не за пост, не за молитву, не за добрые дела. Но кто унижает
себя ? Не тот, кто стареется показаться меньше, чем он есть, говорят Святые
Отцы, но тот, кто видит свою малость из-за своих грехов. Поистине человек, даже
если он не желает, не может унизить себя больше, чем грех унижает его.
Для человека,
который чувствует и сознает глубины, в которые опустил его грех, невозможно
опуститься ниже. Грех всегда может столкнуть нас вниз, в бездну вечной
погибели, ниже чем мы можем представить. Только через смирение в познании
собственной нашей греховности может открыться тайна смирения Христова, в
котором сокрыта красота и совершенство Божественной любви.
Наше чувство
греха, говорят Святые Отцы, зависит от нашей близости к Богу. Чувство греха –
мера знания душою Бога. Святой Иван Предчета, величайший из рожденными женами,
исполняется страха при приближении
Христа: «Я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» (Мк. 1. 7). Когда пророк Исаия
оказался в Божием присутствии в видении Господа, сидящего на Престоле, он
осознал свою греховность: «Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами…
и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6. 5). Когда апостолу Петру
открылась в чудесной ловле рыб сила Божия, он припал к ногам Христа, умоляя: «Отойди
от меня Господи, ибо я человек грешный» (ср.:Лк. 5. 8).
Из-за близости к
Христу апостол Павел мог называть себя первым из грешников. Эти слова повторяет
Иоанн Златоуст и вся Церковь до скончания века, и каждый из нас, когда мы
приступаем к Таинству причащения Тела и Крови Христовых. Горе нам, если повторяем
их одними устами.
Мы живем в мире,
где все меньше чувство греха. Можно подумать, в «безгрешном обществе», у
которого одна забота – чтобы был «безопасный грех». Современного человека уже
не тревожит грех, его беспокоят последствия греха: болезни, катастрофы, войны,
внутренняя пустота и отчаяние. Пока мы будем тратить все силы на то, чтобы
победить последствия греха, пряча грех, пока мы не принесем его Богу в
смиренном покаянии, последствия греха будут делать нашу жизнь все больше несчастной.
Самое важное, что
происходит сегодня в мире, - это то, что люди теряют чувство греха. Например,
древний грех прелюбодеяния воспринимается сейчас большинством как выражение
любви и свободы, и потому это вовсе не грех, а добродетель. Древний грех
мужеложства – просто как иной стиль жизни. И если это не доброжелатель, то по
крайней мере, это уже как бы не безнравственно. Просто это – другое.
И еще две
очевидных существенных закономерности. Чем больше в мире греха, тем меньше грех
ощущается как грех. И пока человек не начнет чувствовать, что грех – это грех,
и что такое грех, он будет видеть других большими грешниками, чем он сам, он
будем фарисеем.
И наконец, самое
главное, что мы должны запомнить сегодня навеки. Как бы ни был велик грех, есть
нечто большее греха, это Божия благодать. Божия благодать всегда больше греха,
и поэтому апостол Павел говорит: « Верно и всякого принятия достойно слово, что
Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1.
15).
Кажется, безумие
мира уже достигло предела. Но Святые Отцы говорят, что мы не видим и тысячной
доли зла, которое в мире, и точно так же тысячной доли любви Бога к миру. Мы
знаем, что никогда зло не одолеет до конца любовь. Никогда. Что никогда грех не
будет сильнее милосердия. Более того, мы знаем: чем больше неистовствует зло –
пусть зверь уже кажется сорвавшимся с цепи, - тем больше Дух Божий ведет нас. Там,
где это наглеет, там становится очевидным для всех присутствие Духа. « А когда
умножился грех, стала преизобиловать
благодать» (Рим. 5. 20).
Никогда, может
быть, еще не была явлена сила Христова Его Церкви так, как сегодня. И призываются
войти в эту славу, как никогда, грешники кающиеся, ибо, как никогда,
приблизилось Царство Небесное.
Протоиерей
Александр Шаргунов.
За материалами
газеты "МИР" ( общественно-патриотическая газета ПРАВОСЛАВНЫХ МИРЯН)
№ 3(338), 24 января 2012.
|