ЗЛЫХ ЗЛЕ ПОГУБИТ
В храме, где учил Христос, приступили к Нему
иудейские первосвященники и старейшины. Зная Его
дела, они спросили: "Какою властью Ты это делаешь? и
кто Тебе дал такую власть?". Христос, не отвечая на
этот вопрос, задает им встречный: "Крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков?" Первосвященники и старейшины, посоветовавшись между собою, не дали ответа. Они боялись, что если скажут, что
крещение Иоанново было с небес, то Христос спросит:
почему же тогда вы не поверили ему? А если скажут, что
от человеков, то будут иметь неприятности от народа,
почитавшего Иоанна за пророка (Мф.21,23-27). После
этого Христос рассказал им несколько притчей. Одну из
них мы только что слышали. Один человек насадил виноградник, устроил все для производства вина и, отдав
это виноградарям, отлучился. Пришло время, и он послал своих Слуг к виноградарям получить плоды. Виноградари учинили смертную расправу над посланными.
Хозяин послал своего сына в надежде, что виноградари
постыдятся сына. Но виноградари решили: пойдем,
убьем сына-наследника и завладеем его наследством. И,
схватив, вывели его из виноградника и убили. Христос,
обращаясь к книжникам и фарисеям, спрашивает:
"Когда придет хозяин виноградника, что сделает он с
этими виноградарями?" Говорят Ему: "Злодеев предаст
злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды вовремя"
(Мф.21,33-4l).
Под виноградником Церковь разумеет богоизбранный народ; точило, приготовленное для изделия вина,-
ветхозаветная Церковь, злые виноградари-это старейшины, книжники и фарисеи. Господь призвал народ,
поставил для него руководителей, которые должны были возделывать этот духовный виноград и умножать его
плоды во славу Отца Небесного. Он посылал к ним пророков, которые, обличая грехи и пороки, призывали к
чистоте и правде. Пророков не желали слушать, их гнали, побивали камнями, убивали. Наконец, послан был
Сын Отца Небесного, Которого вывели из Иерусалима
и убили.
Если притча Христа Спасителя относится к иудейским старейшинам, если она обличает их коварные и
неправедные дела, то какое отношение к ней имеем мы,
нынешние христиане? Может быть, это давно устаревший евангельский рассказ, и не больше? Ни одно евангельское слово не стареет: как Христос вечен и неизменен, так вечны и неизменны Его слова.
Каждому из нас Господь дает все блага жизни, дает
виноградник и ждет плодов. Многие из нас очень спокойно забывают о том, что мы всегда в ответе перед
своей совестью и, главное, перед Хозяином-Богом. Мы
бываем спокойны и, приходя на исповедь, наивно рассуждаем: я никого не убил, никого не обокрал, в чем
мне, собственно, каяться? Уподобляясь злым виноградарям, мы забываем главное: что необходимо извлекать
пользу из всех благодеяний Господних и воздавать Ему
плоды хвалы и благодарения, плоды труда и добродетельной жизни.
В притче речь идет о законе праведного воздаяния.
Каждому из нас Господь воздаст по делам, как воздал
Он в итоге злым виноградарям. И к нам Бог посылает
ангелов-хранителей, наставляющих нас на всякое добро, внушающих нам творить волю Божию. Посылает и
пророков, говорящих через Откровение, обличающих
нас и научающих правде Божией, Мы отвергаем и ангелов, и пророков, не читаем слово Божие, не слушаемся
Церкви, не внимаем совести, ищем только и прежде
всего земного, забывая о небесном. Господь посылает к
нам святых угодников и добрых людей, окружающих
нас, но мы отвергаем и их пример святости и правды,
не любим, когда нас поучают и наставляют, раздражаемся, когда нам делают замечания, злобствуем, когда
кто-то из нашего окружения преуспевает в добре. Господь вещает нам через святую Церковь, воспитывает нас
ее учением и уставами, но мы бываем глухи и к Церкви, отвергая ее материнскую любовь. Если и приходим в храм Божий, то занимаемся не тем, чем нужно заниматься, тратим свое дорогое время, забывая, что каждая
минута жизни должна оправдываться добрыми делами.
В храме ведем ненужные разговоры, осуждаем, мешаем
себе и людям. Здесь, в этой тихой пристани житейского моря, не успокаиваемся, не ищем встречи с Богом.
Закон праведного мздовоздаяния неотвратим для
каждого из нас, беспечного, ленивого, греховного и нерадивого. Господь поступит с каждым так, как поступил
со злыми виноградарями. Таков закон естественный,
таков закон и духовный: ничто бесследно не проходит,
за все и все несут ответственность. За слово и за дело,
за всю прожитую жизнь надо будет дать ответ Праведному Судии.
Внимая учению Христа Спасителя, будем, братия и
сестры, более внимательны к своей жизни и ко всему,
что имеем, созидая дело нашего спасения. Аминь.
В сегодняшний день, день попразднства Рождества Божией Матери, св.Церковь молитвенно чтит и Ее родителей:святых и праведных Богоотец Иоакима и Анну.
Святой праведный Иоаким, сын Варпафира, был потомком царя
Давида, которому Бог обещал, что от семени его потомков родится
Спаситель мира. Праведная Анна была дочерью Матфана и по отцу
была из колена Левина, а по матери - из колена Иудина. Супруги
жили в Назарете Галилейсном. Они не имели детей до глубокой старости и всю жизнь скорбели об этом. Им приходилось переносить
презрение и насмешки, так как в то время бесчадие считалось позором. Но они никогда не роптали и только горячо молились Богу, смиренно уповая на Его Волю. Однажды, во время большого праздника,
дары, которые праведный Иоаким взял в Иерусалим для принесения
их Богу, не были приняты священником Рувимом, который считал, что
бездетный муж недостоин приносить жертву Богу. Это очень опечалило старца, и он, считая себя самым грешным из людей, решил не
возвращаться домой, а поселиться в одиночестве в пустынном месте.
Его праведная супруга Анна, узнав, какому унижению подвергся ее
муж, стала в посте и молитве скорбно просить Бога о даровании ей
ребенка. В пустынном уединении и постничестве о том же просил
Бога и праведный Иоаким. И молитва святых супругов была услышана: им обоим Ангел возвестил о том, что родится у них Дочь, Которую
благословит весь род человеческий. По повелению Небесного Вестника,
праведные Иоаким и Анна встретились в Иерусалиме, где, по обетованию Божию, у них и родилась Дочь, нареченная Марией.
Святой Иоаким преставился через несколько лет по введении во
храм Благословенной своей Дочери, в 30-летнем возрасте. Святая
Анна скончалась 70-ти лет, через два года после него, проведя их при
храме, рядом с Дочерью.
Тропарь Иоакиму и Анне, Богоотцам, правв.,
Иже в законней благодати праведни бывше, Богоданнаго породиша нам, Иоаким и Анна; тем же днесь светло торжествует, весело празднующи божественная Церковь честную вашу память, славящи Бога, воздвигшаго рог спасения нам в дому Давидове.
|