Совершилось страшное событие, вылившееся в
предательство и поругание, в страдания, смерть и
погребение Благодетеля и Творца мира, Спасителя
рода человеческого Господа нашего Иисуса Христа.
Сегодня, совершая воспоминание страстей Христовых, мы С вами являемся свидетелями этих событий, говорящих, с одной стороны, о страшном преступлении человечества, с другой - о великой, неизъяснимой любви и милосердии Божием к роду человеческому. Как современники Христа, так и сегодняшний мир, включая и нас, окружающих гроб Христов,
по-разному воспринимает и переживает это событие,
ибо каждый находится во власти своего душевного
состояния.
Всмотримся в толпу, окружающую Страдальца
Христа. Большая часть ее "излиха", как говорит
Евангелие, взывает: "Возьми, возьми, распни Его!
(Ин.19,15). И лишь немногие сострадают Ему: Богоматерь, апостол Иоанн Богослов, богобоязненные
женщины, издали созерцавшие Его муки и уязвлявшиеся сердцами вместе с Ним, невинным Страдальцем. Были, несомненно, среди окружавших Христа
и мытари, и фарисеи. Мытари, не смея поднять очей
на Него, не могли сказать ничего, как только: "Боже, будь милостив к нам грешным" (Лк.18,13). Фарисеи же, превозносившиеся своей мнимой праведностью, знанием закона и исполнением обрядов, не
имели ни чувства, ни сердца, потому что буквой
давно убили все живое. Среди окружавших Христа
были и многие из тех, которые на себе испытали
любовь и благодеяния Господни. Не исключена возможность, что там находилась хананеянка, вымолившая у Христа крупицу милости-исцеление своей дочери. Была там и жена-грешница, испытавшая
прощающую любовь Христа: "Кто из вас без греха,
первый брось в нее камень" (Ин.8,7). Были, вероятно, и те, которых Христос очистил от проказы, которым вернул зрение, которых уврачевал от язв душевных и телесных.
Сегодня, когда мы окружаем гроб Христов, прикасаемся к Его Святой Плащанице, мысленно переносясь к месту и моменту Его страданий, каждый из нас
должен разграничить и определить: с кем же мы в
этой многоликой толпе, веками окружающей Христа?
Не предаем ли мы Его своей недостойной жизнью?
Не распинаем ли Его вновь своими делами?
Приступая к Плащанице Христа Спасителя, возьмем себе в пример и подражание сочувствовавших
Ему душой и сердцем, взывавших: "Боже, милостив
будь нам грешным!". Их веру похвалил Господь. Будем с просящими у Него милости. Их исцелил Господь. Будем с кающимися грешниками. Их простил
Господь. Будем с благоразумным разбойником, молившимся на кресте: "Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем". Его услышал Господь: "Сегодня же будешь со Мною в раю" (Лк.23,42-43).
Событие, которое мы воспоминаем, произошло
почти две тысячи лет тому назад, но, кажется, и сегодня нелегко понять: как же Он, Бог, мог позволить,
чтобы злые и дерзкие люди хулили Его всесвятейшее
имя, причиняли Ему горечь страдания и, смеясь, требовали: " ... Пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы
видели, и уверуем" (Мк.15,32). Какой же Он Бог?
Святой апостол Павел, обращаясь к коринфским
христианам, обращается сегодня и к нам: "Слово о
кресте для погибающих юродство есть, а для нас,
спасаемых,- сила Божия. Мы проповедуем Христа
распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных ... Христа, Божию силу и Божию премудрость" (1 Кор.l, 18,23-24).
Да, силою ума своего нам не постигнуть до конца
тайну Божественного снисхождения и уничижения.
Мы благоговейно постигаем это верою и приходим к
заключению: таково о нас благоволение Божие.
В Своем вольном за нас страдании Сын Человеческий прекраснее всех сынов земных. И в зраке раба, и вися на кресте,- Он Бог и Царь вселенной!
Именно в этом Его величие! Он совершает правду
Божию, воссоздает мир и человека. Величие совершаемого дела требует величия труда и подвига.Вот
почему Спаситель пьет чашу подвига.
Братья и сестры, пусть наше целование Святой
Плащаницы Христовой не будет в лукавстве и надменном мудровании, о котором написано: "Погублю
мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну" (1
Кор.1,19), пусть не будет оно подобным Иудиному
целованию, но будет сокрушенным и смиренным,
подобным целованию жены-грешницы, принесшей
алавастр драгоценного мира, омывшей слезами и
отершей власами своими Его пречистые ноги. "Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о
том, что она сделала" (Мф.26,13). Только такое целование принимает Христос и за него, верим, дает обилие благодати, сподобляющей верных вкусить радости Пасхи Христовой. Аминь.
Блаженнейший Митрополит ВЛАДИМИР(Сабодан)
|