Приготовление к Великому посту начинается вскоре после праздника
Богоявления Господня, соответственно историческому воспоминанию о том,
что Сам Иисус Христос вскоре после Своего крещения удалился в пустыню
для поста, в воспоминание о котором и установлена святая
Четыредесятница. Начиная с недели о Мытаре и Фарисее, приготовление к
Великому посту заканчивается неделей Сыропустной.
Свое
наименование первая приготовительная неделя получила от предполагаемого
в ней чтения Евангельской причти о Мытаре и Фарисее, из которых первый,
по изображению причти, вышел из храма более оправданным, чем второй.
Примером молитвы одного и другого Церковь указывает истинное начало и
основание покаяние - смирение, и с другой стороны, главный источник
препятствия к покаяние – гордость.
По словам
Церкви от возношения испражняется всякое благое, от смирения же
потребляется всякое зло. Без смиренного сознания своей греховности не
может иметь надлежащего значения никакое проявление внешней
правдивости.
В сегодняшних песнопениях Церковь
осуждает самоправедную гордость фарисея, прославляет смирение мытаря и
призывает каждого из нас откинуть высокохвальную гордость, лютое
возношение, дмение мерзеное, отложить самомнение о своих мнимых
достоинствах и совершенствах, самодовольство своею мнимою правдивостью,
смирить себя сознанием своего недостоинства и биющи переи молится: «Боже
милостив буди мне грешнику». Без сомнения Серцеведез зная о внутренем
состоянии души искренне кающегося, отверзает ему двери покаяния и введет
его в спасительные дни святой Четыредесятницы и Своей благодатию
получить прощение грехов.
|