Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в
сирийском городе Эдессе правил Авгарь. Он был поражен по всему
телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии (Мф. 4, 24) и дошел до Авгаря. Не видя
Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал
письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать
изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим
и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему
из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя.
Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ
Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель
Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое
письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего
ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он
умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Эдессу. С
благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь
малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до
прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти
святой Фаддей (память 21 августа), который проповедал Евангелие и
крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Эдессы. Написав на
Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя,
не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили благочестивый обычай
поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота.
Но один из правнуков Авгаря, правивший Эдессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел
в видении Эдесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ,
придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил
глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли
о святыне. Но вот, когда в 545 г. персидский царь Хозрой 1 осадил
Эдессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав
нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске. закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило. В 630 году Эдессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению
Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912 -
959) пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия
и выкупил его у эмира - правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал
Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросекой церкви Пресвятой Богородицы. О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий. По одному - его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе 0204- 1261),
но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном
море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола
Варфоломея. Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно да-
вал с себя точные отпечатки. Один из них, т. н. «на керамии», отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой,
отпечатавшись на плаще, попал в Грузию. Возможно, что разность
преданий о первоначальном Нерукотворном Образе основывается
на существовании нескольких точных отпечатков.
Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания,
проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II
(715-731) прислал письмо к восточному императору, в котором
указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного
Образа в Эдессе как на общеизвестный факт. Нерукотворный Образ
помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов. В Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай при входе
верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь
Нерукотворному Образу Спасителя.
По Прологам известны 4 Нерукотворных Образа Спасителя:
1) в Эдессе, царя Авгаря - 16 августа; 2) Камулианский; обретение
его описал святитель Григорий Нисский (память 10 января); по сказанию преподобного Никодима Святогорца (1809; память 1 июля),
Камулианский образ явился в 392 году, но он имел в виду образ
Матери Божией - 9 августа; 3) при императоре Тиверии (578-
582), от которого получила исцеление святая Мария синклитикия
(память 11 августа); 4) на керамии - 16 августа.
Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое в попразднство Успения, называют третьим Спасом, «Спасом на холсте». Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании; икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных.