В наступающие дни святого Великого поста мы готовимся принести Богу очистительный дар: молитвы, пост
и покаяние. "Если ты, - говорит слово Божие,- принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что
брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар
твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с
братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой"
(Мф.5,23-24).
Всякое наше недоброе дело есть умножение всеобщего зла на земле, а наше усилие к добру есть вклад в общее дело борьбы со злом. Люди повинны друг перед другом в том, что умножают зло делом, словом и помышлением. Сердце человеческое крайне самолюбиво, нетерпеливо, своенравно, зло и злопамятно: оно готово сердиться на ближнего не только за явное зло, но и за мнимое,
не только за обидное слово, но и за взгляд, показавшийся недобрым или двусмысленным, лукавым или гордым.
Наше сердце сердится даже за такие помышления ближнего, которые оно само воображает в ближнем. Сердцеведец Господь так говорит о сердце человеческом: "Из
сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба,
коварство, непотребство, завистливое око, богохульство,
гордость, безумство" (MK.7,21-22).
Причина столь горестного состояния в наших отношениях кроется в отсутствии между нами любви, о которой
Господь дал новую заповедь: "Да любите друг друга"
(Ин.13,34), любви, о которой постоянно напоминает
Священное Писание: "Не оставайтесь должными никому
ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон" (Рим.l3,8). Заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие - заключаются в словах: люби
ближнего твоего, как самого себя (Рим.I3,9). "Любовь не
делает ближнему зла" (Рим.13,10), и если зло есть, то это
значит, что любви нет.
Каждый знает, что любить трудно. Но каждый знает
и то, что любовь - это все. О любви говорит слово Божие, к ней призывает святая Церковь, о ней учат святые отцы.
Любовь к ближнему есть любовь сострадательная и
сострадовательная. И если первая у нас иногда проявляется, то второй мы почти не имеем. По учению святителя Иоанна Златоустого, любовь сорадовательная выше
сострадательной. "Плакать с плачущими нетрудно,- говорит он, - а радоваться с радующимися (Рим.I2,15) не
очень легко: мы легче сострадаем находящимся в несчастье, нежели сорадуемся благоденствующим. Там само свойство несчастья достаточно для того, чтобы подвигнуть к состраданию и камень; а здесь, при благосостоянии, и зависть и недоброжелательство не дозволяют
не очень любомудрому быть участником в удовольствии ... Поэтому будем стараться сорадоваться благоденствующим, чтобы очистить свою душу от зависти и недоброжелательства,- ничто так не отгоняет эту тяжкую
и трудно излечимую болезнь, как сорадование живущим
добродетельно" (Творения, т.І СПб.,1912, с.664).
Бог есть любовь (l Ин.4,8), и более всех всесожжений
и жертв Он требует от нас взаимной любви, которая
долготерпит, не мыслит зла, сорадуется истине, милосердствует, все переносит и никогда не перестает
(1 Кор. 13,4,8).
Все мы грешны, не имеем любви, и потому виноваты друг перед другом, и потому нуждаемся в прощении.
Святая Церковь призывает нас сегодня познать самого
себя, смысл своей жизни, свое греховное состояние и
обратиться к тому врачеванию, которое предлагается
нам в наступающие дни святого и Великого поста. Церковь хочет, чтобы каждый из нас уразумел, что получить
прощение можно только тогда, когда прощаешь других.
Испрашивание себе прощения и прощение другого
свидетельствует о нашей вере в Евангелие, о нашем
христианском смирении, незлобии и миролюбии; напротив, нежелание простить и быть прощенными показывает наше маловерие, гордость, самомнение, непокорность Евангелию, противление Богу, согласие с диаволом. Просить прощения нелегко, и прощать трудно,
прямо скажем, но это необходимо, чтобы самому быть
прощенным.
Мы пребываем в грехе. По этой причине мы завидуем, ревнуем, клевещем, раздражаемся, оскорбляемся,
долго носим в сердце малейшую обиду, долго помним
зло. Такое состояние иначе не назовешь, как тяжким
недугом. Но против сильного недуга должно быть и
сильное средство. У нас оно есть. Злобе человеческой
противопоставлена бесконечная благость Божия. При
помощи ее возможно победить всякое зло в себе и в
других. Тому, кто прощает грехи ближнему, Господь
обещает прощение и помилование: "Милостивые помилованы будут" (Мф.5,7). Непримиримой же злобе угрожает праведный суд Божий и вечная мука.
Собравшись сегодня в святом храме, чтобы получить
благословение Божие на предстоящий подвиг, принесем
Богу достойный дар любви и всепрощения, и тогда на-
ши молитвы, пост и говение будут для нас очистительными и спасительными. Аминь.