Во время великопостного богослужения мы часто
повторяем молитву св. Ефрема Сирина: "Господи и
Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми". Эту молитву мы
сопровождаем земными поклонами, преклоняя и коле-
на своего сердца. Каждому из нас эта молитва знакома
и близка. Она родилась в сердце преподобного сирийского подвижника. Ею Церковь назидает верующих во
дни Великого поста. Эта молитва, напоминая о наших
грехах, обращает нас к Богу - Источнику прощения и
святости.
Молитва св. Ефрема Сирина начинается обращением
к Богу: "Господи и Владыко живота моего ... ", ибо только в Боге наша жизнь и спасение, наше блаженство.
Он - Господь и Владыка всего видимого и невидимого.
Все содержится в Его руке. К Нему как Источнику всякой благостыни подобает нам обращать свои взоры и помышления. Наши грехи и пороки мешают доброму христианскому житию, препятствуют приходить к Богу. Вот
почему мы и просим у Господа избавления от всего, что
чинит препятствия в деле покаяния и исправления. Это -
дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия.
Праздность - великий грех. Она - мать всех остальных
пороков, которыми полна, к сожалению, человеческая
жизнь. Праздность расслабляет наш ум, волю и сердце,
приводит к безделию и к унынию. Когда человек ничем
не занят, он легко поддается пустым мыслям, дурным
поступкам. Праздный человек рассеян, в его сердце легко проникает зло, сеется там и дает свои гибельные
плоды. Праздности противоположен труд. Труд - это дар
Божий, посредством которого человек совершенствуется, получая глубокое удовлетворение, духовную и телесную крепость. Без труда человек не может существовать,
не может и спастись.
Как всякий порок, праздность рождает друтие пороки, например, уныние. В молитве мы просим Господа
избавить нас от уныния. Уныние убивает дух и тело. Человек больше не думает о своем спасении, он разочарован жизнью, людьми. Уныние легко может превратиться в неверие, в ожесточение, в отчаяние. Уныние гасит
в человеке всякую искру надежды. Оно может кончиться самым страшным грехом - самоубийством.
За унынием следует порок любоначалия. Любоначалие-это страстное желание быть выше других везде и
всюду. Это желание выделиться из среды, превознесгись, показать себя - дескать, я не таков, как прочие.
Это желание, чтобы мое мнение, пусть и ошибочное,
взяло верх, господствовало, это желание подчинить себе друтих. Любоначалие выливается в страсть эгоизма,
самолюбования, самости, самопревозношения. Этот порок разрушает ум и сердце.
Житие и успение Ефрема Сирина, прп.; Византия; XV в. Празднословие. Этому греху мы подвержены в самой
большой мере. Язык наш - враг наш. Легче, говорит
святитель Иоанн Златоуст, обуздать дикого коня, чем
наступить на свой язык. Все мы пустословим, осуждаем,
нередко клевещем. Даже в храме нас часто захватывает
этот грех. "Язык - огонь, прикраса неправды ... оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны", он исполнен смертоносного яда, говорит апостол Иаков (Иак.3,6,8). Празднословие - показатель болезненного состояния человека.
Обращаясь к Господу и Владыке нашей жизни, будем
усердно и с сокрушением просить Его: "Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми". Будем прилагать все
усилия, чтобы побеждать, с помощью Божией, свои пороки и грехи, достигая чистоты и совершенства, к чему
призван каждый человек. Аминь.
Блаженнейший Митрополит ВЛАДИМИР(Сабодан)
|