СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ, ПАСХА 2018
Наш банер


СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ, ПАСХА 2018
СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ, ПАСХА 2018
ПРОГНОЗ ПОГОДЫ

ГЕОГРАФИЯ САЙТА
free counters

Главная » Статьи » Проповеди

Я смогу ли быть добрым самарянином ?
КТО МОЙ БЛИЖНИЙ?

Для каждого христианина рассуждать о Боге, о Его слове есть насущная потребность. Христианин, если он хочет быть истинным христианином, должен дышать евангельским духом и жить евангельской жизнью. Евангельский дух соответствует потребностям нашей сущности, евангельская жизнь-жизни нашей бессмертной и богоподобной души.

Святое Евангелие учит человека всему доброму и святому. Оно облагораживает наши нравы и чувства, желания и запросы. Евангелие учит любви к Богу и к ближнему.

Итак, один законник, как мы слышали только что из евангельского чтения, приступ ил ко Христу и спросил: "А кто мой ближний?" (Лк.10,29). В нынешний век трудно разобраться, кто для нас ближний, трудно не потому, что век плохой, а потому, что мы, живущие в этом веке, плохие. Мы готовы скорее изливать любовь на дальних наших, ибо кто дальше отстоит, того легче любить, легче и заботиться о нем на расстоянии. Человечество на земле по различным причинам разделено ныне. Это еще больше затрудняет ответ на вопрос: кто же ближний мой?

Шел один человек из Иерусалима в Иерихон. По дороге на него напали разбойники, которые раздели его, изранили и ушли, оставив его едва живым (Лк.l0,30). Шел по той дороге священник и, увидев его, прошел мимо. Шел второй представитель религии-левит и тоже, посмотрев, прошел мимо. Шел третий человек - самарянин. Самаряне по закону не общались с иудеями, и было бы не удивительно, если бы он, подобно двум первым, прошел мимо. Но именно этот самарянин и оказался самым ближним несчастному человеку. Он, говорит Евангелие, сжалившись над израненным, перевязал ему раны, возливая на них вино и масло; затем посадил его на своего осла, привез в гостиницу и дал денег содержателю гостиницы, чтобы тот смотрел за ним. Таким образом, самый далекий человек стал самым близким, потому что спас человека. Вопрос: кто наш ближний? - должен беспокоить всех людей, особенно верующих.

Много еще разбойников бродит по лицу земли, и многое множество людей, израненных духовно и физически, живет на земном шаре. Одни страдают от кровопролитных междоусобных браней, другие - от нищеты, третьи - от избытка и т.д. И все это не оттого, что жизнь сама по себе плоха, - плохи люди.

Опыт учит людей: если в жизни сеешь зло, зло и пожнешь; если не любишь правды, тобой тут же овладевает неправда; если не любишь людей, тебя захватывает ненависть; если не любишь мира и не защищаешь его на земле, тебя будет мучить недоверие и неустройство. Получается так, что жизнь свою чаще всего портят сами люди, нанося раны себе и ближним. У кого-то не сложилась личная жизнь, у кого-то неудачи в семье, у кого-то нет мира под общей крышей; кто-то обижен, кто-то унижен, кто-то оскорблен или не замечен. Все мы легко ранимы, и каждый из нас в какой-то степени ранен и оставлен до времени при дороге. И как важно в таких случаях помнить евангельский закон: чего хочешь себе, желай и делай другому.

Шедший из Иерусалима в Иерихон и попавший в беду человек - это каждый из нас. Добрый же самарянин - это Господь, Который не проходит мимо никого, но врачует всяческие раны и в сердца наши изливает милость и благодать. Но Он ждет, чтобы мы осознали важность и необходимость Его помощи, и, поступая по Его примеру, помогали людям - нашим ближним и дальним. Всякий, кто нуждается в помощи, - наш ближний, и оказавший эту помощь становится ближним ему. Помощь может быть разной - и материальной и духовной, выраженной в слове или в деле, и даже в человеческом участливом взгляде. В добродетелях люди роднятся и приобретают себе многое, сами становятся ближними, в первую очередь Христу, а затем друг другу. Другого быть не может, ибо "так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне" (Мф.25,45).

Христианское милосердие не измеряется величиной или показной стороной милостыни. Оно должно исходить от добрых чувств и сердечных порывов. Однажды богатый человек вышел погулять, и поскольку он не собирался уходить далеко от дома, то не взял с собой денег. На пути встретился ему нищий, который усиленно просил подаяния. Чем больше богатый доказывал, что у него ничего нет, тем усерднее просил нищий. Тогда прогуливающемуся ничего не оставалось, как братски пожать руку нищего. Это оказалось самым высоким благодеянием для просящего человека, которому никогда и никто этого не делал и который, будучи на грани отчаяния, почувствовал себя тоже человеком. Вспомним, как Христос оценил жертву бедной вдовы, опустившей в церковную кружку последние две лепты. В двух лептах было ее сердце и ее душа.

Какие бы преграды ни разделяли людей, они не достигают небес, они земные и всегда преодолимые. Долг каждого христианина - делать добро всем нуждающимся в нем, независимо от их положения, убеждений или отношения к нам. "А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас ... Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?" (Мф.5,44,46-47). Тот, кто делает добро для рекламы, лицемерит. Он тем уже получает свою награду, награду лицемера.

Христос дал нам при мер подлинного милосердия: и разбойник на кресте, и блудный сын, и многие Им облагодетельствованы. Он и ныне не проходит мимо нас, каждому милосердствуя. Господь сказал законнику: "Иди, и ты поступай так же" (Лк. 10,37), как поступил милосердный самарянин. Эти слова относятся к каждому из нас. Это программа, указанная Господом. Примем ее к сведению и к руководству. Аминь.



В сегодняшний праздничный день мы молитвенно чтим труды и подвиги многих угодников Божиих наименованных и не знаемых нами, но как звезды на небе славящих Бога и молящихся о нас. Среди ных мы вспоминаем:

Преподобный Иларион Великий родился в 291 году в палестинском селении Тавафа. Его послали для изучения наук в Александрию, где он познакомился с христианами и принял святое Крещение. Услышав об ангельской жизни преподобного Антония Великого (память 17 января), Иларион отправился к нему, чтобы научиться угождать Богу. Вскоре Иларион возвратился на родину. Родители его уже умерли. Раздав имущество родственникам и нищим,Иларион поселился в пустыне, около города Маиума. Преподобный усиленно боролся с нечистыми помыслами, смущавшими ум и распалявшими плоть, побеждая их тяжелым трудом, постом и прилежной молитвой. Дьявол устрашал святого призраками и привидениями. Во время молитвы святой Иларион слышал плач детей, рыдание женщин, рев львов и других зверей. Преподобный понимал, что эти ужасы наводят бесы, чтобы прогнать его из пустыни, поэтому пересиливал страх с помощью усердной молитвы.

Однажды на преподобного Илариона напали разбойники, и он силой своего слова убедил их оставить преступную жизнь.

Скоро о святом подвижнике узнала вся Палестина. Господь даровал преподобному Илариону власть изгонять нечистых духов. Этим благодатным даром он освободил от уз много недужных. Больные приходили для исцеления, и преподобный врачевал болезни бесплатно, говоря, что благодать Божия не продается. Через обоняние святой узнавал, какой страстью одержим тот или иной человек. Приходили к преподобному Илариону и желающие спасать свою душу под его руководством. С благословения преподобного по всей Палестине начали возникать монастыри. Переходя из. одной обители в другую, он утверждал в них строгий подвижнический образ жизни. За семь лет до кончины (371-372) преподобный Иларион поселился на Кипре, где подвизался в пустынном месте, пока Господь не призвал его к Себе.


Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси, жил в эпоху великого князя Ярослава Мудрого (1054), сына святого равноапостольного Владимира. В историю Русской Церкви он вошел как первый из ее русских предстоятелей. поставленных на митрополию Собором русских епископов.

Русская Церковь была в то время митрополией, входящей в состав Константинопольского патриархата. Первыми митрополитами на Руси были греки, поставление их совершалось в Царьграде. Святой Иларион священник, княжеского села Берестова, под Киевом, был духовным отцом и сподвижником князя Ярослава. «Боголюбивый князь Ярослав любил Берестово и бывшую там церковь святых Апостолов, и многих пресвитеров чтил и содержал, - рассказывает преподобный Нестор Летописец. - Был среди них пресвитер имени Иларион, муж благ и книжен и постник. Ходил он из Берестова на Днепр. на холм где ныне ветхий монастырь Печерский, и тут молитву творил в глухом лесу. Ископав пещерку малую двухсаженную приходя из Берестова. пел здесь часы и молился в уединении Богу ... »

Святой Иларион как свидетельствуют его творения. был не просто «муж книжный», но обладал великими духовными дарованиями, глубиной богословского ведения. Все свои силы он отдавал служению Русской Церкви. Когда скончался митрополит Феопемпт, Русь находилась в состоянии войны с Византией. Соборным суждением иерархов Русской Церкви было решено поставить митрополита в Киеве не обращаясь в Царьград. Святой Иларион славился среди русского духовенства высотой духовной жизни и проповедническим дарованием. Незадолго до того он произнес в Десятинной церкви в похвалу святому князю Владимиру свое знаменитое «Слово О законе и благодати». в котором дал богословское осмысление места Русской Церкви в истории Божественного домостроительства спасения.

Выбор Собора архиереев был по душе Ярославу Мудрому. В Святой Софии подвижник был поставлен митрополитом в 1051 году. Позже святой Иларион был утвержден Константинопольским пат- риархом. Но первосвятителем Русской Церкви он был недолго. Летопись не отметила года его кончины, но на погребении князя Ярос- лава Мудрого (20 февраля 1054) святителя уже не было, а в 1055 году в Киев прибыл новый митрополит. Очевидно, святой Иларион отошел ко Господу в 1053 г.

Оставленное им духовное наследие живет в Русской Церкви. И, прежде всего, лучшее творение древнерусской церковной литературы - «Слово о законе и благодати». Содержание его глубоко и многосторонне. В центре «Слова» - учение о спасении и благодати. Большое внимание уделено вопросу о превосходстве христианства над иудейством. Эта тема была актуальна в те времена для Киевской Руси: к святому Владимиру приходили иудеи, надеясь обратить его в свою веру, преподобный Феодосий Печерский (t 1074) ходил на «жидовский конец» в Киеве с проповедью Христа Распятого. Известно также, что евреи старались совратить в иудейство святителя Никиту Затворника, когда он был еще иноком Печерского монастыря (1088 г.). Об этом рассказывает святитель Симон в «Киево-Печерском патерике». Поэтому понятно внимание, которое уделяет святитель Иларион вопросу «о законе, Моисеем данным, и о благодати и истине, чрез Иисуса Христа бывших». Наконец, третья тема, давшая повод произнесению самого «Слова», - прославление апостоль- ского подвига святого князя Владимира.

Царство природы, царство благодати и будущее Царство Славы воспринимаются в духовном опыте Церкви в неразрывной слитности. Закон - лишь предтеча и слуга благодати и истины. Истина и благодать - лишь слуги будущего века и жизни истинной. Так же учит святитель Иларион о преемственности Церкви: «Моисей и пророки о Христово м пришествии поведали, что Христос же и апостолы Его - о Воскресении и о будущем веке».

С момента, как пришел в мир Спаситель, Ветхий (прежний) За- вет человека с Богом утратил силу: Богословскими символами Ветхого и Нового Заветов служат святителю заимствованные у святого апостола Павла образы двух жен Авраама - свободной Сарры и рабыни Агари. «Изгнана была Агарь, рабыня, с сыном ее Измаилом, и Исаак, сын свободной, наследник был Аврааму. Так же изгнаны были иудеи и рассеяны по странам, а сыны благодати, христиане, наследники стали Богу и Отцу. Как меркнет свет луны при воссиявшем солнце, так и закон - при явлении благодати; стужа ночная гибнет от солнечного тепла, согревающего землю, - и человечество уже не горбится под бременем закона, но в благодати свободно ходит».

Радость о Христе преисполняет святого проповедника, когда он говорит о вхождении родной Руси в сонм христианских племен. «Христова благодать всю землю исполнила» и, прежде всего, молодые жизнестойкие народы, к которым относился и русский народ. «Приличествует благодати и истине на новые люди воссиять. Не вливают, по слову Господню, вина нового - учения благодати в мехи ветхие, обветшавшие в иудействе, но новое учение, в новые мехи, новые народы». Так вера благодатная «по всей земле распростерлась и до нашего языка русского дошла. Вот уже и мы со всеми христианами славим Святую Троицу, а Иудея молчит; язычники приняты, а иудеи - отринуты».

Русские православные отныне «не идолослужителями зовутся, но христианами, и уже не капища строим, но Христовы церкви зиж- дем; уже не заколаем друга бесам в жертву (см. память варягов- мучеников 12 июля), но Христос за нас заколается в жертву Богу и Отцу. Все страны Благий Бог помиловал - и нас не презрел, захотел и нас спасти и в разум истины привести». Великий апостольский подвиг просвещения Русской земли свершил святой князь Владимир (память 15 июля), «подобник. святому равноапостольному Константину», который «заповедал по всей земле своей креститься во Имя Отца и Сына и Святого Духа, и ясно и громогласно во всех градех славить Святую Троицу и всем быть христианами -  малым и великим, рабам и свободным, юным и старым, богатым и убогим». С гордостью говорит святой Иларион о родной земле: «Святой Владимир не в худой и не в неведомой земле владычествовал, но в Русской, которая ведома и слышима всеми концами земли». .

«Слово О законе и благодати» - первое по времени творение Русской Церкви, в котором святой креститель Руси ублажается в чине равноапостольных. «Радуйся во владыках, апостоле, не мертвые телеса воскресивший, но душею нас мертвых воскресивший: ибо тобою обожились и жизнь Христову познали». Таково содержание этого замечательного памятника древнего русского богословия. Из других творений святителя Илариона известно его архиерейское «Исповедание», ставшее образцом епископской присяги в Русской Церкви: К «Слову о законе и благодати» в рукописях присоединяется обычно «Молитва святого Илариона». Это творение святителя также имеет долгую жизнь в отечественном церковном предании. В 1555 году, при отправлении в новоучрежденную Каванскую епархию святителя Гурия, поведено было ему в Москве и в других городах, чрез которые он будет проезжать, читать молитву «творение митрополита Илариона Русского»

Святитель Иларион был погребен в Киевских пещерах. В надписаниях его творений; в рукописных святцах и каталогах святителей, свягигель .Иларион неизменно именуется святым и предивным чу- дотворцем. Устойчивое литургическое почитание его как святого засвидетельствовано в службах Киево-Печерским преподобным. Как в службе Собору отцов Ближних пещер (28 сентября), так и в службе всем Киево-Печерским святым (2-я Неделя Великого поста) он перечисляется наравне с другими святыми иерархами Русской Православной Церкви.


Преподобный Иларион, схимник Печерский, строгий аскет, был сподвижником и учеником преподобного Феодосия (1074; память 3 мая). Подражая. своему учителю, преподобный Иларион дни и ночи со слезами молился Богу, соблюдая строгий пост. Современники знали его как книгописателя, который днем и ночью трудился над переписыванием книг в келлии преподобного Феодосия. В это время наставник пел псалмы и прял шерсть. Преподобный Иларион подвизался в ХI веке. Преподобный погребен в дальних пещерах. Память его также 28 августа и во 2-ю Неделю Великого поста.





Категория: Проповеди | Добавил: admin (26.10.2013)
Просмотров: 539
 
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

СВЯТО-ПОКРОВСКИЙ СОБОР, ул. Красноармейская, 1, пгт. Петриковка, Петриковский район, Днепропетровская область,

тел. +3805634 2 4616, email: newbegin3@gmail.com

Хостинг от uCoz