Я С ВАМИ
Господь наш Иисус Христос неоднократно предсказывал о Своих страданиях: "Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут-бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет" (Mk.I0,33-34). Так Он заранее говорил о Своем уничижении и о грядущей чаше страданий, которую Он испил за род людской.
Вся жизнь Христа Спасителя-это служение спасению людей. "Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мк.10,45). Он и ныне очищает и возраждает нас в святом крещении, освящает благодатию Святого Духа в миропомазании, священнодействует в Литургии, как вечный Первосвяшенник, принимает нашу исповедь и разрешает грехи в таинстве Покаяния, просвещает, пасет и руководствует в священстве, благословляет супружеский союз к благословенному рождению и воспитанию детей в таинстве Брака, как Врач душ и телес, врачует наши немощи в таинстве Елеосвящения. Он невидимо присутствует с нами, по собственному Его обещанию: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ... Я с вами во все дни до скончания века" (Мф.18,20; 28,20).
У нас теперь Великий пост. Пост освящен Спасителем, постившимся сорок дней и ночей. Словом и примером Господь узаконил пост. Пост и молитва есть верное оружие против диавола и многострастной плоти. Постом и молитвою готовимся мы к встрече страстных дней. Страсти-это спасительная жертва нашего Господа, завершившаяся Его смертью на кресте, перед которой Он сказал: "Совершилось!" (Ин.19,30). Все Господь сделал и продолжает делать для нашего спасения. В Божественной литургии Он ежедневно преподает верным Свое пречистое Тело и животворящую Кровь во оставление грехов, во исцеление души и тела, в жизнь вечную.
Христос с нами во все дни. Он служил и служит нам. По Его примеру мы должны служить друг другу любовью. Все мы во Христе-члены одного тела, братья друг другу, и потому по вере, по долгу, по убеждению ума и сердца должны служить друг другу, жить не только для себя, но и для других: "Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию" (Рим.15, 1- 2).
Служение ближним не может быть без самоотвержения и креста. На добро люди чаще всего отвечают злом и неблагодарностью. Но чей крест был тяжелее Креста Христова? Пример Господа Иисуса, ради нас истощившего Себя, да послужит нам помощью и побуждением к самоотверженному служению благу других. Аминь.
В своей статье митрополит Бориспольский и Броварский Антоний как-бы приглашает нас подвести итог Великопостного делания и обнадеживает нас во всемилостившей миссии Христа Спасителя, целью которой есть пришествие Его к Своему Любимому Творению.
Падать - но вставать, хоть потихонечку - но идти
Милocтью Божией подходит к завершению Святая Четыредесятница. Bceгo одна неделя отделяет нас от Страстной седмицы, Koгдa мы будем сопереживать Христу в Ero страданиях за род человеческий.
Первая седмица Святой Четыредесятницы венчается неделей Торжества Православия. В этот воскресный день читается Евангелие от Иоанна о призвании первых учеников. Мы слышали восторженные слова Нафанаила: «Равви! Ты Сын Божий! Ты Царь Израилев» (Ин. 1. 49). На что Гослодь ответил: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1. 51). То есть с воллощением Сына Божия через Его сласительные подвиги каждый из нас может подняться от земли на Небо.
Торжество православного вероучения открывается миру и ВО вторую неделю Великого поста, когда Святая Церковь творит память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Его трудом защищена и утверждена истина о возможности уже на земле соприкоснуться с Небом, с нетварным Божественным Светом. В этот воскресный день читалось Евангелие об исцелении расслабленного, где Господь словами «Прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2. 5) исцелил несчастного больного.
Третья неделя Святой Четыредесятницы именуется Крестопоклонной. В евангельском чтении мы слышали наставления Христа Спасителя о том, что крестоношение - это постоянное самоотвержение, это способность наступить на свою гордыню, отказаться от греховных привычек (Мк. 8. 34, Мк.
9. 1). Взять крест свой - значит взять
на свои рамена все то, что Господь посылает нам в этой жизни, и
нести без ропота и нареканий, без
осуждения близких. Ведь наш крест,
по сравнению с Крестом Господа,
ничтожен. Все необходимое для
нашего спасения Христос уже совершил. Нам нужно только взять
свой маленький крестик и идти.
Падая и поднимаясь, но идти и идти.
В четвертую неделю, когда мы
праздновали память преподобного Иоанна Лествичника, Господь еще
раз показал нам пример той страшной взаимозависимости греха и
духовно-физического состояния
человека (Мк. 9. 17-31). Человеком может овладеть бесовская сила,
k1 только через пост и молитву, через самоограничение и самоочищение возможна победа над ней.
Сегодня, в пятую неделю святого поста, Господь приоткрывает
святым апостолам Свою Славу, которая явлена будет через предательство, поругания, крестные
страдания, позорную смерть и тридневное Воскресение (Мк. 10.32-45). По человеческим меркам - странная слава.
Ведь для нас это понятие предполагает почитание , престижные
знакомства, заискивающие улыбки,
модные и пышные одежды. Это,
наконец, власть. Христова же власть
и слава - от смирения. Понять и
принять такое толкование славы
сложно не только нам, живущим в
ХХI веке, но непросто это было и
Его ближайшим ученикам.
Господь говорит о страданиях,
а ученики подходят с просьбой о
воцарении одного по правую,
а другого - по левую сторону в
Царстве Мессии. Апостолы еще
ожидают земного царства, у них
еще те же представления о мессианстве, что и у законников и фарисеев. Тяжело происходит перерождение в нового человека. Очень
важно научиться правильно, без пристрастно соотносить себя с Богом.
Только Богу дано право определять, какой крест предстоит нести человеку в земной жизни. Но
это не призыв к безразличию к своей участи, к жизненной апатии. Baжно, чтобы мы делали все возможное с нашей стороны и в то же
время вручали свою жизнь в «руце
Божии». Падать - но вставать, хоть
потихонечку - но идти. Пусть все
тело твое в ушибах, страданиях -
но зато ты со Христом.
Таким образом, начало и завершение Святой Четырецесятницы
объединены Небом. В первую
неделю Христос поведал нам, что
Небо отверсто, а сегодня Господь
говорит о Воскресении, являющемся дверью в Царство Христово. Но
между рождением человека и началом жизни небесной - жизнь земная, преисполненная как радостью,
так и переживанием различных испытаний.
Они, в свою очередь, имеют
смысл только тогда, когда человек
верит в воплотившегося нас ради
Сына Человеческого, Которому
Отец Небесный даровал власть
прощать грехи людские. Земная
жизнь, определяемая Промыслом
Божиим, и есть крестоношение -
единственный путь в обители небесные. Гражданство небесное
требует от человека перерождения, способности жить в инобытии
в соприкосновении с Абсолютной
Святостью, Чистотой, Смирением,
Добром.
А достигается все это многими
смысл только тогда, когда человек
верит в воплотившегося нас ради
Сына Человеческого, Которому
Отец Небесный даровал власть
прощать грехи людские. Земная
жизнь, определяемая Промыслом
Божиим, и есть крестоношение -
единственный путь в обители небесные. Гражданство небесное
требует от человека перерождения, способности жить в инобытии
в соприкосновении с Абсолютной
Святостью, Чистотой, Смирением,
Добром.
А достигается все это многими
трудами, и прежде всего постом и
молитвой. Да, по лествице, ведущей на Небо, взбираться непросто. Но ведь жить вечно с Воскресшим Христом Спасителем сможет
только тот, кто с Ним сораспялся.
Находясь на пороге завершения Великого поста, постараемся же,
братия и сестры, вникать глубже и
глубже в тайники своей души, чтобы ее очистить. Когда в наше сердце прольется свет Воскресшего
Бога, тогда те страдания, что мы
переносим, послужат нам только во
спасение. Потому что Сын Человеческий пришел, чтобы не Ем у
послужиnи, но чтобы послужить и
отдать душу Свою для спасения
верующих. Аминь.
Митрополит Бориспольский
и Броварской Антоний
|