Проповедуя в одной из иудейских синагог в субботний день, Господь Иисус Христос исцелил больную
женщину, которая восемнадцать лет страдала недугом.
Увидев ее, Господь сказал: "Женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она
тотчас выпрямилась и стала славить Бога" (Лк.13, 12- 13).
Начальник синагоги, негодуя, что Господь исцелил
несчастную в субботу, сказал народу: "Есть шесть дней,
в которые должно делать; в те и приходите исцеляться,
а не в день субботний" (Лк.13,14). Господь пристыдил
этого законника перед народом: "Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Тем более не надлежало ли в
день субботний эту дочь Авраамову освободить от уз,
которыми связал ее сатана?". Значит, делать добрые дела и в праздники не грешно, добрыми делами надо
чтить святые дни. Таким евангельским повествованием
разъясняется вопрос об истинном назначении воскресных и праздничных дней.
Бог, во всякое время поклоняемый и славимый, хочет, чтобы для Его прославления было определено особое время, особые дни, которые мы называем праздниками: "Шесть дней работай, и делай всякие дела твои;
а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему"
(Втор.5,13-14). Целых шесть дней даю Я вам на работу,
а седьмой оставляю на служение Мне. Так повелевает
четвертая заповедь Божия, так повелевает Сам Бог. Этот
закон Бог освятил примером Своим. Он мог сотворить
мир в один день, в одну минуту, однако же, благоволил
сотворить его в шесть дней, а в седьмой почил от дел
творения (Быт.2,2).
Вместо седьмого дня, субботы, мы, христиане, празднуем первый день недели - воскресенье, это потому,
что в этот день Господь наш Иисус Христос воскрес из
мертвых, в этот день ниспослал Духа Святого. Все воскресные дни - дни Божии, и в эти дни надлежит делать
только то, что служит ко славе Божией и во спасение
наше.
Время праздничного дня, проведенного по заповеди
Божией, не теряется, а приобретается. Заповедь Божия
о покое в праздники дает отдых, сохраняет наши силы,
спасает здоровье и жизнь, исцеляет от пристрастия
только к вещественному.
Помня день субботний и свято храня его (Втор.5,15),
как же мы должны проводить его? Неправильно было
бы думать, что для исполнения этой заповеди довольно
только побывать в церкви, посвятив Богу какой-то час-другой, а остаток дня можно проводить как заблагорассудится. В заповеди говорится о целом дне, значит нужно проводить весь день свято, в добрых и благочестивых
занятиях. Встав утром в воскресный день, христианин
благодарит Господа за все Его милости, какие он получал от Него в прошедшую неделю, просит у Него прощения в тех грехах, которые он соделал за это время,
молит Его, чтобы Он помог провести настоящий день и
грядущую седмицу свято. Христианин в праздничный
день старается посетить храм Божий, побыть за богослужением, молится, жертвует по силе возможности на содержание храма, ставит свечи, поминает своих сродников живых и умерших, слушает внимательно в церкви и
читает дома слово Божие, посещает больных, одиноких,
дает совет и утешение нуждающимся, помогает людям
словом и делом.
Истинно доброе дело никогда не грешно делать.
Грешно браниться, бесчинствовать, пьянствовать, развратничать во всякое время, несравненно грешнее делать подобное в праздничные дни.
Помня день субботний, еже святити его, Господь заповедал святить праздничные дни. Мы обязаны стараться святить их молитвой, добрыми делами и исправлением самих себя.
Праздники - дни покоя как для тела нашего, которое
в это время должно отдохнуть и запастись новыми силами, так, особенно, для нашей души, чтобы ей легче
было вознестись к небесному и приблизиться к Богу.
Аминь.
Священномученик Климент, папа Римский, родился в Риме
в богатой и знатной семье. Силой обстоятельств с детства разлученный с родителями, Климент воспитывался у чужих людей. Живя в
Риме, юноша получил прекрасное образование. был окружен роскошью,приближен к императорскому двору. Но его не радовали утехи, языческая премудрость не увлекала его. Он стал задумываться над смыслом жизни. Когда в столицу дошли вести о Христе и Его учении,
святой Климент оставил дом и имение и отправился в те земли, где
проповедовали апостолы. В Александрии Климент встретил святого
апостола Варнаву, слова которого слушал с глубоким вниманием, всем
сердцем воспринимая силу и истину Слова Божия. Прибыв в Палестину, святой Климент принял Крещение от святого апостола Петра и
стал его ревностным учеником и постоянным спутником, разделяя с
ним его труды и страдания. Святой апостол Петр незадолго до своих
страданий рукоположил святого Климента во епископа города Рима.
После кончины апостола, а за ним святого Лина, епископа Римского
(67-79), и его преемника, святого епископа Анаклета (79-91), на
Римской кафедре находился святой Климент (с 92 по 101 год). Добродетельная жизнь, милосердие и молитвенный подвиг святого папы Климента обратили многих ко Христу. Так, однажды в день
Пасхи им были крещены сразу 424 человека. Среди крещеных были
люди всех сословий: рабы, правители, члены императорской семьи.
Язычники, видя успехи его апостольской проповеди, донесли на
святителя Климента императору Траяну (98-117), обвинив святого
в том, что он хулит языческих богов. Император изгнал святого
Климента из столицы, отправив его в Крым, на работы в инкерманские каменоломни недалеко от города Херсонеса. Многие из учеников святителя последовали за ним, предпочтя добровольное изгнание разлуке с духовным отцом. Прибыв на место ссылки, святой
Климент встретил много верующих христиан, осужденных работать
в тяжелых условиях, совершенно без воды. Он помолился вместе с
осужденными, и Господь в образе Агнца явил ему место источника.
из которого излилась целая река. Это чудо привлекло к святителю
Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по
500 человек и более. И там, в каменоломнях, был вырублен храм, в
котором он священнодействовал.
Апостольская деятельность святого вызвала гнев императора
Траяна, и он приказал утопить святого Климента. Мученика ввергли
в море с якорем на шее. Это произошло в 101 году.
По молитвам верных учеников святителя, Корнилия и Фивы, и
всего народа море отошло, и люди нащли на дне внерукотворном
храме («Ангельской церкви» ) нетленное тело своего пастыря. После
этого ежегодно в день мученической кончины святителя Климента
море отступало и в течение семи дней христиане могли поклоняться святым его мощам. Только в IX веке, во время царствования Константинопольского императора Никифора (802-811), по Божиему
попущению, мощи святого Климента стали недоступны для поклонения на 50 лет. При императоре Михаиле и матери его Феодоре (855-867) Херсонес посетили равноапостольные Кирилл и Мефодий. Узнав о сокрытых мощах святого Климента, они побудили епископа
Херсонесского Георгия к соборной молитве ко Господу об открытии
мощей священномученика. После соборного служения святых Ки-
рилла и Мефодия и прибывшего с ними из Царьграда духовенства и
усердной молитвы всех собравшихся на поверхности моря в полночь чудесно появились святые мощи епископа Климента. Их торжественно перенесли в город в церковь святых Апостолов. Часть
мощей была принесена святыми Кириллом и Мефодием в Рим, а
святая глава впоследствии принесена в Киев святым равноэпос-
тольным князем Владимиром (1015) и положена в Десятинной
церкви вместе с мощами святого Фивы, где был устроен придел во
имя .святого Климента. Память священномученика свято чтится в
России. Издревле ему посвящались многие храмы.
Святитель Климент, которого относят к мужам апостольским,
оставил нам духовное наследие - два послания к Коринфянам - первые после писаний святых Апостолов письменные памятники
христианского учения. (Они изданы в русском переводе в «Писаниях мужей апостольских».)
Святой священномученик Петр, архиепископ Александрийский, родился и вырос в Александрии. Был высокообразован,
занимал должность начальника Александрийской школы. В 300 году
он вступил в управление Александрийской Церковью, став преемником своего учителя и духовного наставника, блаженного епископа
Феоны. Изгнанный из города во время преследования христиан при
императорах Диоклетиане и Максимиане, святой Петр, побывав во
многих областях империи, вновь вернулся в свой родной город, чтобы в это опасное время снова лично возглавить Александрийскую
Церковь. Святитель тайно посещал заключенных в темнице христиан, поддерживая в них твердость в вере, помогал вдовам и сиротам,
проповедовал Слово Божие, непрестанно молился и совершал Богослужения. И Господь хранил его от рук гонителей. В это смутное
время на Церковь Христову восстал учитель злочестия Арий, отрицавший Божество Иисуса Христа. Святой Петр выступил против
него, проклял еретика и отлучил его от Церкви. И даже тогда, когда
Арий через учеников святителя упрашивал владыку Петра снять с
него отлучение, утверждая, что он раскаивается и отказывается от
своего лжеучения, святитель, руководимый Духом Святым, провидел
лживость и коварство Ариева отречения и завещал своей пастве не
верить Арию и не принимать его в церковное общение.
Под мудрым окормлением святого Петра Александрийская Церковь, несмотря на гонения, крепла и умножалась. Но вот, по приказу
императора Максимиана (305-311), святитель был схвачен и осужден на смертную казнь. Множество людей собралось у входа в темницу, выражая свое негодование. Желая избежать народного мятежа
и кровопролития, святитель направил властям письмо, в котором
предлагал разобрать заднюю стену темницы с тем, чтобы его смогли
тайно от народа вывести на казнь. Темной ночью святой Петр сам
вышел навстречу палачам, которые вывели его за городские стены и
обезглавили на том же самом месте, где некогда был казнен святой
апостол Марк, а Голос с неба, который слышала одна святая дева в
эту ночь, возвестил: «Петр - начало Апостолов, Петр - конец александрийских мучеников». Это произошло в 311 году. Утром, узнав о
кончине своего епископа, толпы людей направились к месту казни,
взяли тело и голову мученика, принесли в церковь и, облачив в
епископские одежды, посадили на время отпевания на горнем месте.
При жизни святой Петр садился лишь на подножие его, потому что,
по словам святителя, видел Божественный свет, окружаюший горнее
место, и не дерзал, по смирению, всходить на него.
Святой Петр, великий ревнитель Православия, известен и как
глубокий Богослов. Выдержки из его книги «О Божестве» зачитывались на Эфесском и Халкидонском Соборах. Из его сочинений
наиболее известны и высоко ценимы Церковью «Правила».
|