В евангельской притче Христос назвал богача безумным. Почему же так случилось? Что в том предосудительного, что человек собрал хороший урожай, что в
мыслях своих строил новые амбары и успокаивался тем,
что собрал много добра? В чем же его безумие? Безумным он назван потому, что всю жизнь свел к одному:
"Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись" (Лк.12,19).
Все дело заключается в том, насколько человек умеет
удовлетворять запросы не только своей плоти, но и своего духа. "Не хлебом одним будет жить человек"
(Мф.4,4). Есть голод плотской, есть голод и духовный;
есть недуги плоти и недуги духа. Для того чтобы иметь
полноту мира, спокойствия и благодати, необходимо, по
крайней мере, в одинаковой степени питать и греть свою
плоть (Еф.5,29) и возгревать свой дух (Рим.12,11). Вина
евангельского богача в том, что он, заботясь о материальном, временном, совсем забыл о духовном, вечном.
Господь не запрещает людям умножать свое благосостояние. Он благословляет труд людской. "Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми
и посылает дождь на праведных и неправедных"
(Мф.5,45).
Дело не в богатстве, а в отношении к нему. Человеку, который делает из своего имущества идола - Маммону и ему одному служит, Христос говорит: "Безумный!
в сию ночь душу твою возьмут У тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?" (Лк.12,20).
Повторяющие ошибку богатого человека знают, что
такое "покойся, ешь, пей, веселись" (Лк.12,19). Сколь-
ко раз, желая найти для себя покой, они не могли обрести его ни днем, ни ночью. Что такое ешь и пей?
Сколько человек тратит для этого своих сил, умения,
столь драгоценного и не такого уже и продолжительного времени нашей жизни, отдавая все и идя на все,
лишь бы только насытить свое чрево и удовлетворить
страсть еды и пития. После пресыщения и опьянения у
человека наступают страшные моменты тревоги и разочарования, печали и новой жажды. Девиз языческой
толпы Римской империи: "Хлеба и зрелищ!" - свидетельствовал о полном вырождении культуры и цивилизации, о полном духовном опустошении.
Евангельский богач предлагает душе своей: веселись.
Христианская религия-религия оптимизма, религия
радости, обнимающей нашу земную жизнь и простирающейся в вечную будущность. И это понятно. Разве у
нас нет причин радоваться? Господь всегда с нами
(Мф.28,20) с нами Его сила и помощь. Он дал нам такие великие обетования, благодатные средства и возможности спасения, воскресения и вечной жизни. Но
если созидать свое веселие, свою радость только на всем
скоропреходящем, материальном, то это будет не веселие, а досада, мучение, в итоге - горькое разочарование.
Ни покой, ни пища, ни питие, ни веселие сами по себе
не могут служить для человека удовлетворением его
потребностей, не могут обеспечить ему полного блага и
счастья. "Старайтесь не о пище тленной, но о пище,
пребывающей в жизнь вечную" (Ин.6,27). "Отец Мой
дает вам истинный хлеб с небес"; "Я есмь хлеб жизни;
приходящий ко Мне, не будет алкать, и верующий в
Меня не будет жаждать никогда" ,-говорит Господь
(Ин.б,32,35).
Кроме земных благ Господь дает нам блага и дары
духовные. От нас требуется гармоническое сочетание
тех и других даров и мудрое употребление их во славу
Божию и в свою пользу. И не следует всю жизнь и все
усилия употреблять на погоню за призрачным счастьем.
Счастье, для того, кто его правильно понимает, - всегда
рядом. Какое счастье для человека сознавать, что он
сын не только земли, но и неба, что жизнь его должна
быть не только животной, но и человеческой в самом
высоком и глубоком смысле этого слова. Только в мудром сочетании забот о Божественных дарах как духовных, так и телесных мы достигаем настоящего богатства, покоя и веселия. При таком отношении к вещам
Господь не назовет нас безумными, как назвал евангельского богача, а "благословенными Отца" Его
(Мф.25,34). Аминь.