ЗЛЫЕ ДУХИ
Господь Иисус Христос прибыл со Своими учениками в страну Гадаринскую. Здесь находился несчастный
человек, одержимый злыми духами. Он разрывал железные цепи, которыми его связывали, наводил страх и
ужас на всех окрестных жителей. Христос изгнал злых
духов из страдающего человека, вернув последнего к
нормальной жизни. А бесы попросили Христа вселиться в стадо свиней и потопили их в море.
Вслушиваясь в евангельский рассказ об этом, кто из
нас может сомневаться в том, что злые духи существуют и могут, по попущению Божию, причинять вред и людям и животным, подвергая их мучениям и даже гибели.
О бытии злых духов нам говорит Священное Писание, свидетельствуют святые отцы Церкви и жизнеописания святых. Из книги Бытия мы знаем о том, как диавол, явившись в образе змея нашей праматери Еве,
соблазнил ее на нарушение заповеди Божией, а та, в
свою очередь, толкнула к нарушению и праотца Адама.
От того-то диавол и называется человекоубийцею искони-от начала (Ин:8,44). Из книги Иова знаем, как диавол, по попущению Бога, отнял у праведного Иова
имущество и погубил детей, а потом поразил его самого лютой проказой с ног до головы.
Апостол и евангелист Иоанн учит: кто делает грех, тот
от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для того-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дело диавола (1 Ин.3,8). Сам Спаситель во время Своего сорокадневного пребывания в пустыне был искушаем сатаною:
то возбуждением к нетерпеливости, то к тщеславию, то к
властолюбию (Мф.4,2-1О). Из бесноватых изгонял бесов
Сам Спаситель. Власть изгонять бесов Он дал Своим
апостолам (Мф.lО,8). Апостол Петр пишет: "Трезвитесь,
бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит,
как рыкающий лев, ища, кого поглотить" (1 Петр.5,8).
Диавол есть существо действительное, а не воображаемое, существо личное, имеющее разум и волю. Церковь всегда признавала бытие злых духов. Отцы и учителя Церкви свидетельствуют о том, что есть царство сатаны; есть падшие ангелы, которые люты и исполнены
ненависти к Богу и людям, стараются вредить душе и
телу человека, но истинный христианин может и должен им противиться.
Жизнеописания святых помогают нам увидеть, каких только козней не строил им диавол, в каких видах
не являлся им, как неустанно боролся с ними, как открыто признавался перед ними, чем он побеждается от
них.
Вера в бытие злых духов всегда была в роде человеческом точно так же, как вера в бытие ангелов добрых, как вера в бытие Самого Бога. Кто верует в Бога, в Божественное Откровение, тот верует также в существование и влияние духов на человека. Только
люди, отвергающие личного Бога, отвергают и бытие
духов.
Действия диавола, которыми он старается склонить
человека на грех, весьма разнообразны. Диавол являлся
святым угодникам и в богоподобном виде (преп. Пахомию), и в виде светлого Ангела (Симеону Столпнику),
и в виде человеческом (преп. Макарию Египетскому), и
в виде змея (прародительнице Еве), и в иных чувственных образах. Одних подвижников благочестия диавол
устрашал привидениями, чтобы отвлечь их от богомыслия и повергнуть в уныние, в других возбуждал смех и
разные неблагообразности, чтобы довести до рассеянности и самозабвения; в одних производил расслабление сил и дремоту, чтобы помешать доброделанию и
молитве, в других воспламенял кровь и пробуждал восстание плоти, чтобы повредить чистоте душевной и телесной; перед одними рассыпался в похвал ах, чтобы
расположить к самомнению, гордости и тщеславию,
других преследовал оскорблением и поношением, чтобы поколебать их терпение и довести до раздражительности, злобы и мести; одних ввергал в нищету, чтобы
вызвать их на ропот и хулу против Бога, на обман, на
воровство, клятвопреступление, покушение на жизнь
других. или себя самих, а другим помогал разбогатеть,
чтобы они впали либо в роскошь, щегольство, высокомерие, либо в скупость и скряжничество; одним внушал
излишнее упование на милосердие Божие, чтобы подвигнуть их к лености и беспечности, а в других сеял отчаяние в милости Божией, чтобы удержать их от покаяния и самоисправления. привести в состояние ожесточения и погибели. Короче говоря, диавол всегда сообразует свои искушения с расположением души каждого,
и силен он всегда нашей слабостью.
Подвижники благочестия противопоставляли диаволу терпение, воздержание, подвиг, пост, молитву, чтение слова Божия, крестное знамя, добродетельную
жизнь. Это оружие, которого бес боится и перед которым трепещет, они передали нам, и всякий желающий
его употребить непременно явится победителем.
Вернемся к евангельскому повествованию. Злые духи, вселившиеся в Гадаринского бесноватого, знали, что
Христос изгонит их, и стали молить Его, чтобы Он не
повелевал им идти в бездну, а чтобы позволил им войти в свиное стадо, которое паслось недалеко. Христос
им разрешил. Из этого видно, что бесы сами по себе,
без разрешения Господа, не имеют власти вселяться не
только в человека, но даже и в животных.
Почему же Господь попускает злым духам вселяться
в людей и доводить их до безумия? По грехам нашим.
Вспомним апостола Павла, который, узнав, что среди
коринфян один человек впал в грех кровосмешения, решил "предать его сатане во измождение плоти, чтобы
дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа"
(l Кор.5,5), для того, чтобы мучения и страдания заставили человека одуматься - войти в себя. Так бывает и с
нами. Господь попускает злым духам вселяться и мучить
нас, чтобы мы образумились к покаянию. Это с одной
стороны. А с другой стороны, Господь попускает бесам
вселяться в людей для посрамления тех же бесов, как
это видно из жизни праведного Иова, который много
претерпел всяких бед и страданий, но все это служило
лишь к посрамлению диавола и его козней, к большей
святости праведника и к прославлению Имени Божия.
Так каждое бесовское искушение дает случай к проявлению нами мужества и добра. Ведь каждое искушение,
всякая скверная мысль, всякое греховное чувство происходят от внушения злых духов. Поборов искушение,
мы посрамляем злых духов, с которыми надо неослабно
бороться. Наше оружие - слово Божие, вера, молитва,
крестное знамение (Еф.6,11-17).
Спаситель говорит: "Сей род изгоняется только молитвою и постом" (Мф.17,21). А святая Церковь воспевает: "Господи, оружие на диавола Крест Твой дал еси
нам; трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу
его ... " (стихира на Хвалитех, глас 8).
Через какие же страсти вселяются в нас бесы? Через
пьянство. Предаваясь запою, человек нередко явственно видит бесов и умоляет избавить от них. Через гордость - страшную и губительную страсть. Мы сами
обычно говорим: "Этот человек одержим бесовской гордыней". Затем через раздражение и гнев. Человек, одержимый этой страстью, по выражению народа "бесится".
Есть еще и бес сребролюбия. Искушают бесы людей через плотские страсти, и этот бес больше всех погубляет
людей.
Если бы мы, причащаясь святых Христовых Таин,
больше соблюдали себя в чистоте и сознавали в себе
приеугствие Самого Господа, если бы чаще умом и сердцем творили молитву, каялись в грехах, истово осеняли себя крестным знамением и уповали на Бога, то злые
духи не могли бы делать нам никакого вреда. Но мы, к
сожалению, или не делаем ceгo упомянутого, или делаем редко, или без должного внимания, и опять предаемся грехам. А Иисус Христос сказал: "Когда нечистый
дух выйдет из человека (после Крещения, Покаяния или Причастия), то ходит по безводным местам, ища
покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел". И, если, придя к человеку, нечистый находит его душевный дом пустым и свободным, не занятым ни богомыслием, ни молитвою, ни постом, то он
берет с собою семь друтих духов (число семь противоположно семи дарам Святого Духа), злейших себя, и,
через страсти и слабости человека, они вселяются в него и бывает тому человеку "последнее хуже первого"
(Лк.11,24-26).
В глубоком сознании всего, о чем мы сегодня с вами
говорили, будем усерднее молиться Господу, как учил
Христос своих учеников: "Отче наш! Не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого" (Мф.6, 13). Аминь.
В сегодняшний воскресный день мы молитвенно вспоминаем о жизни, труде и подвигах многих угодников Божиих и поименованых и коих жизнь была сокрыта от нас их смирением. Сегодня мы чествуем...
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру
даниил Саввич Гуптало), родился в декабре 1651 года в местечке
Макарово, недалеко от Киева, в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином. В 1662 году, вскоре после переезда
родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности
талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский
языки и ряд классических наук. 9 июля 1668 года Даниил принял
монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия
Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Черниговский архиепископ
Лазарь (Баранович) рукоположил Димитрия 23 мая 1675 года во
иеромонаха. В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя Слово Божие, в различных монастырях и храмах
Украины, Литвы и Белоруссии. Некоторое время он был игуменом
Максимовской обители, а затем Батуринского Никольского монастыря, откуда в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру.
Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую
духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность,
склонность к научному труду, а также несомненное литературное
дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих-Миней (Житий святых) на весь год.
С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была
посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Работа требовала огромного напряжения сил,
нужно было собрать и проанализировать множество разрозненных
источников и изложить их языком, достойным высокого предмета
изложения и одновременно доступным всем верующим. Божественная помощь не оставляла святителя на протяжении его двадцатилетнего труда. По свидетельству преподобного, душа его наполнилась
образами святых, которые укрепляли его дух и тело, вселяли веру в благополучное завершение его благородного труда. Одновременно с
этим преподобный Димитрий был настоятелем нескольких монастырей (поочередно).
Труды подвижника обратили на себя внимание патриарха Адриана. В 1701 году указом Петра 1 архимандрит Димитрий был вызван
в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля был хиротони-
сан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Но
через некоторое время из-за важности научного труда и слабого здоровья святитель получил новое назначение в Ростов-Ярославский,
куда прибыл 1 марта 1702 года в качестве митрополита Ростовского.
Как и прежде, он продолжал неусыпно заботиться об укреплении
единства Русской Право славной Церкви, ослабленного старообрядческим расколом.
В его вдохновенных трудах и проловелях многие поколения русских богословов черпают духовные силы для творчества и молитвы.
Для всех православных христиан он остается примером святой, аскетической, нестяжательной жизни. По его кончине, последовавшей
28 октября 1709 года, у него не нашли никакого имущества, кроме
книг и рукописей.
Причисление святителя Димитрия, митрополита Ростовского, к
лику святых совершилось 22 апреля 1757 года. Празднество ему
установлено также 21 сентября, в день обретения мощей.
Преподобный Иов, игумен Почаевский, чудотворец (в
миру Иван Железо), родился в середине ХVI века в Покутье в Галиции. В возрасте 10 лет он пришел в Преображенский Угорницкий
монастырь, а на 12-м году жизни принял монашество. С юности преподобный Иов был известен величайшим благочестием, строгой подвижнической жизнью и рано был удостоен священнического сана.
Около 1580 года, по просьбе известного поборника Православия князя Константина Острожского, он возглавил Крестовоздвиженский
монастырь близ города Дубно и управлял монастырем более 20 лет
в обстановке нараставших гонений на Православие со стороны католиков и униатов. В начале XVII века преподобный удалился на
Почаевскую гору и поселился в пещере неподалеку от древней Успенской обители, славной своей чудотворной Почаевской иконой
Божией Матери. Братия обители, полюбив святого отшельника, избрали его своим игуменом. Преподобный Иов, ревностно исполняя
должность настоятеля, был кроток и ласков с братьями, сам много
работал, сажал в саду деревья, укреплял плотины близ монастыря.
Принимая деятельное участие в защите Православия и русской народности, преподобный Иов присутствовал на Киевском Соборе 1628
года, созванном против унии. После 1642 года преподобный Иов
принял великую схиму с именем Иоанн.
Иногда он полностью затворялся в пещере на три дня или на
целую неделю. Иисусова молитва была непрестанным деланием его
кроткого сердца. По свидетельству ученика и составителя жития
преподобного Иова Досифея, однажды во время молитвы преподобного
пещеру осиял небесный свет. Скончался преподобный Иов в 1651
году, прожив более 100 лет. после пятидесятилетнего управления
Почаевской обителью. 8 августа 1659 года совершилось прославление преподобного Иова.
Святая мученица Параскева, нареченная Пятницею, жила
в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. Родители
святой особенно почитали день страданий Господних - пятницу,
поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в
переводе с греческого и означает - Пятница. Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту и высокую
нравственность девственной жизни и дала обет безбрачия. Она захотела посвятить всю свою жизнь Богу и просвещению язычников
светом веры Христовой. На этом праведном пути суждено было
Параскеве, носившей в имени своем память о дне великих Страстей
Иисусовых, приобщиться и в жизни Страстям Христовы через телесные муки. За исповедание православной веры озлобившиеся яэычники схватили ее и привели к городскому властителю. Здесь ей
предложили принести богомерзкую жертву языческому идолу. С
твердым сердцем, уповая на Бога, отвергла преподобная это предложение. За это она претерпела великие мучения: привязав ее к дереву.
мучители терзали ее чистое тело железными гвоздями, а затем, устав
от мучительства, всю изъязвленную до костей, бросили в темницу. Но
Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее истерзанное
тело. Не вразумившись этим Божественным знамением, палачи про-
должали мучить Параскеву и, наконец, отсекли ей голову.
Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного
народа особой любовью и почитанием. С ее памятью соединяется
множество благочестивых обычаев и обрядов. В древних русских
месяцесловах и святцах имя мученицы пишется так: «Святая Параскева, нареченная Пятница». Храмы во имя святой Параскевы назывались в древности Пятницами. Наименование Пятниц получали в
старину на Руси небольшие придорожные часовни. Простой русский народ называл мученицу Парасиеву Пятницей, Пятиной, Петкой. Иконы святой Параскевы особенно почитались и украшались
нашими предками. Русские иконописцы обыкновенно изображали
мученицу суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным вен-
ком на голове. Иконы святой мученицы охраняют семейное благополучие и счастье. По церковному верованию, святая Параскева -
покровительница полей и скота. Поэтому в день ее памяти принято
приносить в церковь для освящения плоды, которые хранятся потом как святыня до следующего года. Кроме того, святой Параскеве молятся о сохранении скота от падежа. Святая мученица - целительница людей от тяжелых душевных и телесных недугов.
Священномученик Кириак, Патриарх Иерусалимский, был
тем иудеем, который показал святой царице Елене место захоронения Животворящего Креста Христова. Присутствуя при обретении
Креста, Кириак (до Крещения он носил имя Иуда) искренно уверовал
во Христа - Бога Истинного, и стал христианином. За чистую и
добродетельную жизнь Кириак был удостоен избрания и возведения
на Иерусалимский патриарший престол.
Во времена яростного гонителя христиан Юлиана Отступника, в
363 году, Кириак принял страдания за веру. После долгих пыток
мучители умертвили святого.
|