Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии разве Мене.
Первая заповедь внушает человеку почитать Бога или служить Богу,
прежде всего умом: потому
что ум есть главная, владычественная сила всей природы нашей. Отсюда
нарушениями первой заповеди могут быть: Неверие в слово Божие
Первый шаг наш к Богу—верить Его святому Откровению, в котором
заключаются вечные истины, без которого мы были бы блуждающими. Между тем одни
верят Библии, и не принимают в ней одного какого либо текста (как например: «идут cии в муку вечную» (Мф.25,46):
но и «иота едина... не прейдет от
закона» (Мф.5,18). Другие не признают откровением Божием и целых
библейских книг: но состав священных книг Библии не просто как либо произошел
и принят в Церковь, а утвержден Вселенскими соборами (Афан.Вел.39 посл.). Есть,
к крайнему сожалению, отвергающие все Божественное Откровение Ветхого и Нового
Завета и желающие остаться с одною естественною, или натуральною верою. Но
естественная религия, как видно из истории всех народов, непросвещенных христианством,
была и находится в самом жалком состоянии. Как, в самом деле, человек одним
своим умом может дойти до правильного познания Бога и достойного почитания Его?
Он - бесконечно выше человеческого ума. Тех, которые совсем не веруют слову Божию,
а веруют только своему уму, для которых свидетельство или учение слова Божия не
составляет важности и окончательного заверения в вопросах относительно веры и
богопочитания, тех (страшно сказать!) Церковь в неделю православия подвергает анафеме (отлучает).
Отрицание Промысла Божия
(деизм) Есть люди, которые признают бытие Бога, но не признают Промысла
Божия. По их мнению, «будто бы мир и все твари сами собой продолжают
существовать по тем силам и законам, которые даны им вначале от Бога; будто бы
в истории всего человечества и в ежедневной жизни человека все бывает в силу
сцепления обстоятельства, а нет постоянного живого участия Бога; словом, будто
бы весь мир, после того как сотворен, уже не нуждается в постоянной и
непосредственной поддержке от своего Творца и предоставлен самому себе». Все
это совершенно противоречит слову Божию, в котором о видимой природе, например,
говорится: «отвращу же Тебе лице,
возмятутся» (Пс.103,29); т. е. живые твари, населяющие мир, в случае
оставления их Творцом, смущаются даже до возвращения в прежний свой прах. И
еще: «Отец мой доселе делает и Аз делаю»
(Ин.5,17), т.е. на мир очевидны два действия Божии: творение
и промышление о нем. Мир тогда бы только не нуждался в дальнейшем
участии или содействии для своего существования со стороны своего Творца, когда
бы он был всесовершен и
решительно самостоятелен. Но таким он не был и не может быть, иначе он не
отличался бы от Творца-Бога, который один есть всесовершенное и вполне
самостоятельное, самобытное существо. Ограниченность же и несовершенство мира
требуют Промысла Божия. А что в мире много нестроений и зла, этим не унижается
достоинство божественного Промысла. При множестве неустройств еще не
извращается весь порядок мира; на ряду с некоторыми неустройствами и беспорядками
видим и чувствуем, что «прекрасен (вообще) мир Божий».
«Доколе грешницы восхваляться» (будут торжествовать), вопрошал Давид (Пс.93,3), и затем духом
пророческим рассудил: «по лукавствию
их погубит я Господь Бог» (Пс.93,23). Если взять во внимание общечеловеческую жизнь, то
будет видно, что добро все-таки достигает своих целей и торжествует, а зло
остается постыженным. Разве Господь Бог не всемогущ, чтобы оправдать,
осуществить те благие цели, какие Он предположил вначале для мира и человека?
«Концом дело красится», и конец миpa со всемирным судом, новая вечная жизнь с ее воздаяниями, покажут,
на какой стороне победа.—Но и теперь, в примерах самой частной жизни, нередко
представляются такие случаи: Бог неожиданно карает людей, которые, будучи «сильными, хвалятся в злобе своей»
(Пс.51,3), или же, не имея особенной внешней силы и значения, только грешат
безнаказанно. По сему грех говорить: «до Бога высоко... верно, не видать, забыл
Бог»! Христианин всего себя должен вручать Промыслу, помня учение евангельское:
«вам же» (т. е. верным слугам Божиим) «и
власи главнии вcи
изочтени суть» (Мф.10,30).
Пытливость при виде непонятных
действий Промысла «Крепльших себе не испытуй» (Сир.3,21). Когда в чем ясны пути Божии, тогда человек и сам должен с
благоговением удивляться этим путям и вслух других поведать их, чтоб вместе с
другими прославить Бога. Но если пути Божии в каком либо деле до времени
необъяснимы и таинственны, то излишнее
старание познать, откуда они или к чему ведут, смелое толкование их для других,
составляют грех; потому что тут начинается высокоумие, близка опасность заблудиться.
Лучше на сей раз оставаться в «священном благоговейном недоумении».
«Не на лица зрит Бог» (Деян.10,34). Богат ли кто или беден, даровит или скуден дарованиями, русский
или иностранец православный, духовного или светского звания,—все пред Богом одинаковы,
если истинно и правильно почитают Его. Пощаду от Него за что, или особенную
милость в чем находят некоторые лица не просто как-нибудь, но или за свои добрые
заслуги, добрые жертвы пред Ним, которые вполне открыты Ему и которых часто не
постигают люди, или же по особенным преднамерениям Его об этих самых лицах.
Таким образом, неосновательны подобные мысли, таящиеся в душе или прямо
высказываемые: «чем достойнее меня такой-то? чем же я грешнее других? людям
все, а мне нет ничего».
«Рече безумен в сердце своем: несть Бог»
(Пс.13,1). Мысль, что есть существо высочайшее и самобытное, Бог превечный,
глубоко положена в душе человеческой и составляет для человека такую же
действительность, как действительно то, что сам человек существуете на свете,
или как верно, что дом не может построиться сам собой, часы не пойдут без
мастера: стоит только среди светлой ночи стать в поле пред небом, усеянным
звездами, и душа заговорит о Боге. Посему дойти до отрицания не только Откровения
и Промысла Божия, но и самого бытия Бога, дойти до такой крайности, можно не
иначе, как намеренно, или насильственно. Для этого надобно заглушить в себе природное
убеждение о Богe,—убеждение, которое остается и в духах падших (Пс.13; 1Кор.1,14)
(всего чаще развращенная жизнь наделяет человека таким неверием (Иак.2,19). Отсюда
вина безбожника—вина ужасная.
Св. Писание нигде не сливает Бога с Его творением, и мир произошел
не из существа Божия, а из ничего, по
всемогущему слову Бога. Итак особое есть мир, и особое отличное от мира и
личное существо есть Бог: «той есть прежде всех» (Кол.1,17), «сын над всеми Бог» (Рим.9,15). (Деист
чрезмерно отдаляет Бога от мирa, а пантеист не в меру приближает божество к миpу). Затем, если б все
существующее было Бог или развитие божества, то в мирe не было бы перемен и
недостатков, так как Бог никогда не изменяется и совершен во всех своих
свойствах, во всей своей жизни. А между тем мы видим каждый день и на каждом
шагу перемены, как в природе нас окружающей, так и в самих себе. В таком случае
и самые грехи разумных существ нужно было бы отнести к Богу, что, очевидно,
будете верх безумия.
Можно, ли представить, чтоб были два равносильные, независимые
божества, одно - доброе, а
другое - злое, и отсюда
два начала действий в мирe? Но так как две всемогущие силы вместе быть не могут и необходимо
для каждой отделить или вообразить особенные пределы; то в данном месте и в
данное время человеку все-таки нужно находиться во власти одной которой либо из
них, или быть под зависимостью одного божества, что также ни с чем несообразно.
Нет; истинный Бог—один от вечности, как верховное начало всего. Он ни с кем,
так сказать, не борется. Противная же Ему сила произошла в последствии, и эта
сила, т. е. зло, или грех, сама в себе показывает не силу, а одно бессилие, или
немощь. Понятие «злое начало, злая сила» в смысле злого бога непримиримо с понятием об истинном Боге, так как Бог
может быть только добрым. До каких странностей и явных противоречий доходит
человек неверующий!
Материализм, объясняющий все существующее из материи, которая
будто бы одарена для бытия своего силой,— есть также один из страшных видов неверия.
Исключая бытие в мире чего либо духовного, называя все веществом, материализм
отвергает и все святое, низводит человека в состояние одной животной жизни: «да ямы и пием, утре бо умрем» (1Кор.15,32), вот
что думают в себе люди с таким убеждением. Это значит — человеку сравнить себя
со скотом, которого закалают (Пс.48,13). И не значить ли это, вместе с тем,
отказаться от здравого смысла, чтоб например, и свою душу и свободу считать
только движением материи, чтоб миру, который изменяется и через каждые 12 месяцев
получает новую цифру года, предоставить право неизменного вечного бытия?
Справедливо, посему, Церковь подвергает анафеме,
(в неделю православия) и такого рода неверующих. Категория: поучения | Добавил: admin (29.09.2013)
|