В евангельском чтении пятой недели по Пасхе вспоминается беседа Иисуса Христа с женою самарянскою. Это событие, совершившееся в время еврейской Пятидесятницы вспоминается потому, что является очевидным свидетельством Божественной славы воскресшего Спасителя, потому что после беседы с Господом и самаряныни, а и ее сограждане самаряне, убедились, что беседовавший есть воистину Спас мира Христос.
В лице женщины самаряныни св. Церковь показывает пример возстания из глубины греховной жизни грешников, ищущих спасение и готовых уразуметь призывающий глас Божий, взывающий о духовном возстании. Женщина самаряныня, терпящи зной премногих страстей, все-таки не заглушила в своем сердце добрые чувства, восприимчивость к истине и желание благоугождать Богу, за что и сподобилась увидеть Спасителя, сидящего на колодце, хотящего увести человека, уловляемого от супостата-врага и напоить его водою живою. Его возвышенное учение о спасительной воде зажгло в ее сердце пламенное желание принять воду жизни из Него изливаемую, которую испивши самаряныня всем проповедовала Христа пришедшего во плоти чтобы спасти человека. Этим евангельским повествованием мы вразумляемся, что Господь Своим милосердием и человеколюбием всегда идет навстречу ищущим истину и благодать, стремящихся к покаянию, милостивно дает им Свои дары и устраивает их спасение, а через них и спасение других.
В этом евангельском повествовании Сам Господь показывает отличительные особенности нынешнего христианского Богослужения в сравнении с Богослужением ветхозаветным христианское Богослужение – есть высшее и совершеннейшее поклонение Богу – духовное и истинное. И тем не менее кто исполнял ветхозаветные обряды с живою верою в грядущего Спасителя, тот хотя и не получал благодати искупления и спасения, но имел верный загог сего спасения и мог умирать с благою надеждою быть участником царства Христова. Сейчас в Новозаветной церкви, когда грядущий час уже настал приемлющие христианские таинства с живою верою в пришедшего Спасителя и делам и истиною приемлют благодать избавления, освящения и спасения.
Молится же Богу духом тот, кто, произнося слова молитвы, произносит их не одними устами, а всей душой и сердцем, кто ограждая себя знамением креста Христова, взирает духом на Самого распятого на кресте Господа, кто предается перед священными иконами с изображением Господа и Его пречистой Матери, предстоит духом пред Ним Самым, седящим на престоле славы и предстоящею одесную Его Пречистою Матерею.
В очень простом и доходчивом для нашего понимания повествовании, блаженнейший Владимир митрополит Киевский и вся Украины, объясняет нам содержание сегодняшнего Евангелия:
Христос воскресе!
В беседе с самарянкой Господь Иисус Христос научает нас, как мы должны поклоняться или молиться Богу. "Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться В духе и истине" (Ин.4,24).
Когда мы дома или в храме, стоя перед святыми
иконами, изображаем на себе крестное знамение,
преклоняем голову и колена, совершаем земные поклоны, зажигаем свечи и лампады, жертвуем на храм,
украшаем его, тогда совершаем чествование, служение
и поклонение Богу внешнее, наружное. Такое поклонение не есть еще поклонение духом и истиною, не
есть еще сама молитва, а только наружная принадлежность ее, оно имеет цену только тогда, когда бывает
выражением нашего душевного молитвенного настроения.
Истинная, духовная и спасительная молитва есть
возношение ума и сердца к Богу, а в высшей степени-
такое состояние души, когда она возносится· к Богу,
входит в ближайшее с Ним общение, беседует с Ним,
имеет как бы один дух с Господом и от того ощущает
неизреченную радость о Господе.
Если же сами мы не внимаем тому, что уста наши
произносят на молитве, то как смеем надеяться, чтобы
Бог внял нашей молитве. "Как же ты хочешь, чтобы Бог
тебя слышал,-говорит блаженный Августин, - когда ты
сам не слышишь, что перед Ним говоришь". Сам Гос-
подь осуждает холодных рассеянных богомольцев:
"Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и
чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня ... " (Мф.15,8-9).
Часто развлекают нашу душу в молитве суета, житейские заботы, греховные помыслы. Это происходит от
того, что мы приступаем к молитве без благоговения,
без предварительного приготовления к ней. Молитва
наша будет рассеянной, если мы начинаем ее сразу после своих занятий, после пустых разговоров, плотских
удовольствий, которыми наполнено все наше воображение. Перед молитвой важно напомнить себе, к Кому ты
собираешься обращаться, перед Кем хочешь излить
свои прошения, благодарения, славословия. Входя в
храм для молитвы, необходимо вспомнить, что храм -
место особого благодатного присутствия Божия, где
"силы небесные с нами невидимо служат, где Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным".
Господь повелевает нам поклоняться Богу, или молиться Ему, не одним только духом, но и истиною; не
так, как бы мы вздумали сами служить Ему, а так, как
учит Своим примером Господь, как установили апостолы Христовы и святые отцы и как велит нам служить
Богу святая Церковь Христова.
Бог есть дух, говорит Господь жене самарянке, и поклоняться, молиться Ему нужно духом и истиной. Что
значит поклоняться Богу духом? Для поклонения Богу
мы по большей части собираемся в храмах. Но духом ли
здесь поклоняемся Богу? Если мы молимся без усердия
и внимания, рассеянно, если преклоняем голову, колена, устами произносим слова молитвы, а в душе не питаем чувства благоговения и мыслим совершенно иное,
если телом стоим в храме, а духом блуждаем по торжищам мира, то это, очевидно, не есть поклонение Богу
духом, потому что дух наш не участвует в таком поклонении. Напротив, когда дух наш невидимо беседует с
Богом-Духом и входит в общение со всеми небожителями, когда он от земли возносится горе, от предметов
видимых-к невидимым, когда мы горняя мудрствуем,
имеем как бы один дух с Господом, когда дух наш пламенеет любовью к Богу, парит в мир духовный, тогда
мы поклоняемся Богу духом.
Но поклонение Богу духом будет еще не полно, если оно не сопровождается поклонением телесным.
"Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших"
(1 Кор.6,20), - говорит слово Божие. Такое поклонение
Богу есть уже поклонение истинное. Кто так кланяется Богу, тот кланяется истинно, правильно, кланяется
так, как учит нас сегодня Господь. Аминь.
|