ПОЖЕРТВОВАТЬ
Наш банер

СМОТРИТЕ
СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ, ПАСХА 2018

ПРОГНОЗ ПОГОДЫ
Сайты


ГЕОГРАФИЯ САЙТА
free counters
ИНФОРМАЦИЯ
Главная | Мой профиль | Вход | RSS
Среда, 23.01.2019, 05:11

Вы вошли, как Гость
Група "Гости"

Статистика
ПЕРЕВОД САЙТА
Выбрать язык / Choose language:
Ukranian
English
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Korean
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish
СЕГОДНЯ
О КРЕЩЕНИИ РУСИ

Календарь
Актуально
Праздники
Православные праздники
Поиск
География
МЫ В СОЦ.СЕТЯХ

Друзья сайта
Партнеры сайта
CY-PR.com

PR-CY.ru

Яндекс.Метрика



Главная » Статьи » поучения

Почему старый стиль точнее нового
Чтобы понять предысторию православного календаря, мы должны перенестись в долину Нила, где в незапамятные времена был создан календарь,просуществовавший вместе с египетской культурой около четырех столетий. Происхождение этого календаря связано с Сириусом - самой яркой звездой небосвода, воспетой многими поэтами. Итак, Сириус дал Египту первый в мире солнечный календарь, лежащий в основе летоисчисления всего Старого Завета, вплоть до настоящего времени.

Депо в том, что промежуток времени между двумя первыми утренними восходами Сириуса, которые одинаково совпадали в Египте с летним солнцестоянием и разливом Нила, как раз и составляет хорошо известные нам 365 и 1/4 суток. Однако в качестве длины своего года египтянами было положено целое число дней, а именно - 365. Таким'образом, за каждые четыре года сезонные явления опережали Египетский календарьна одни сутки.

Почему же старый стиль называется юлианским? Первая попытка реформировать древний египетский календарь была предпринята еще задолго до Юлия Цезаря Птолемеем III Эвергетом, который в своем известном Канопском декрете (238 год до н.э.) впервые ввел понятие високосного года, выравнивая тем самым ошибку в одни сутки, набегающую за четыре года. Таким образом, один год из четырех становился равным 366 суткам.

К сожалению, реформа эта тогда не привилась: во-первых, понятие високоса было совершенно чуждо самому духу многовекового египетского времяисчисления, во-вторых, слишком сильны были еще древние традиции. Только в эпоху римского владычества известный всем великий год Сотиса перестал существовать как реальная календарно-астрономическая мера. Гай Юлий Цезарь с помощью известного александрийского астронома Созигена заменил римский календарь реформированным египетским календарем Канопского декрета.

В 46 году до нашей эры Рим со всеми своими владениями перешел на новый календарный счет, получивший с тех пор название юлианского. Именно этот календарь вошел в основу истории христианской культуры.

Юлианский календарь как таковой не просуществовал и 400 лет. На 1 Никейском Соборе, созванном равноапостольным царем Константином Великим в 325 году, в числе других важнейших догматических установлений были выработаны единые пра~ила вычисления христианской Пасхалии и установлена единая эра от Рождества Христова (Р.Х.) я всех христиан.

Таким образом, календарь Юлия цезаря превратился в церковный юлианский календарь, который в усложненном виде своем более 1000 лет служил в качестве универсального календаря для всего христианского средневековья и до сих пор служит в том же качестве для православного мира.

Суть никейской реформы заключалась в том, что в юлианский календарь, строго ориентирующийся по Солнцу, было введено движение Луны со сменой ее фаз. Иными словами, солнечный календарь был органично соединен с календарем лунным.

Это было вызвано необходимостью точного определения главного христианского праздника - Пасхи и связанных с нею переходящих праздников. Однако Пасха Нового Завета зависела от ветхозаветной иудейской Пасхи, которая со времен Моисея праздновалась евреями только в полнолуние. Вот откуда возникла необходимость соединить в церковном календаре солнечный и лунный циклы.

Церковный юлианский календарь в своем реформированном виде не только выполнил эту задачу, отвечающую всем требованиям церковного богослужения, но и положил конец спорам между Римской, Константинопольской и другими Церквями по поводу того, когда именно подобает праздновать новозаветную Пасху и какими правилами следует для этого руководствоваться.

Итак, по лунному календарю Пасха бывает всегда в одно определенное время, а по солнечному - в пределах 35 дней: с 22 марта по 25 апреля юлианского летоисчисления.

Но средняя длина солнечного года - 365.25 суток, а средняя длина лунного месяца - 29.53 суток. Связать математически лунный ритм с ритмом солнечным практически невозможно. Их наименьшее общее кратное дает цикл с таким количеством лет, что пользоваться таким периодом было бы безсмысленно. Все, кто бы ни брался решать эту задачу, вынуждены были допустить в своих вычислениях ту или иную погрешность, и ошибка с течением времени все равно возрастала бы. В этом смысле соотношение циклов, разработанное греческим астрономом Метоном (432 год до н.э.), можно считать одним из шедевров мировой астрономии.

Лунно-солнечное уравнение Метона гласит: 19 лунных лет = 235 лунным месяцам = 6940 суткам = 19 юлианским солнечным годам.

Несмотря на допущенную здесь погрешность, ибо реально 19 юлианских лет равно не 6940, а 6939.75 суток, именно цикл Метона лежит в основе всех лунно-солнечных календарей как древних, так и ныне существующих.

Никейские пасхалисты, следуя евангельским традициям в последовательности событий, связанных с последней неделей земной жизни Иисуса Христа, совершенно сознательно стремились к тому, чтобы Пасха Нового Завета, с одной стороны, сохранила свою историческую связь с ветхозаветной Пасхой (которая вовсе не связана с Воскресением как днем недели, а привязана к конкретному числу - 14 апреля), а с другой - была бы полностью независима от нее и всегда наступала позже. Данное обстоятельство было для никейских отцов столь важно, что новозаветная Пасха стала «плавающим" праздником, так как в противном случае указанных выше условий, как и некоторых других, соблюсти было бы нельзя.

В этом смысле Метоно-Созигеновый цикл оказался для них идеальным инструментом. Основанный на нем календарно-астрономический механизм христианской Пасхалии стал совершенно независим от механизма Пасхалии иудейской. Христианские пасхалисты прекрасно отдавали себе отчет, что придерживаться строгой математико-астрономической точности в календарном деле - вещь совершенно невыполнимая и ненужная одновременно. Применительно к структуре календаря, речь не может идти о «строгой астрономической точности", а лишь об определенных средних значениях, гармонично выводимых из строгих ритмических соотношений слагаемых. Любое нарушение календарного ритма ЯВИЛ ось бы не только нарушением исторической и астрономической хронологии, но грубым и опасным нарушением ритма жизни вообще. Ритмические календарные соотношения в основе своей цикличны, будь то движение Луны, Солнца или их совмещение. Поэтому любая попытка закрепить в календаре что-то «на- вечно" изначально была обречена на неудачу.

Именно эту грубую ошибку допустила в ХУI веке западная Католическая церковь, проведя так называемую григорианскую реформу, названную впоследствии новым стилем.

В тексте знаменитой буллы папы Григория XlII говорится о том, что дата весеннего равноденствия, которая в эпоху Никейского Собора приходилась на 21 марта и успела более чем за 1000 лет уйти вперед на десять дней, «навечно» возвращается на прежнее место: « ... было заботою нашею не только восстановить равноденствие на издревле назначенном ему месте ... но и установить правила, которыми будет достигнуто, чтобы в будущем равноденствие и 14-я Луна со своих мест никогда не сдвигались ... » (Булла папы Григория XIII,24 февраля 1582 года).

Григорианский календарь и его модификации нарушают один из основных канонов - правило о праздновании Святой Пасхи Христовой. Сторонники нового стиля, совершая Пасху прежде иудейской или вместе с ней, изменяют последовательность священных евангельских событий и таким образом их искажают.

Реформа была почти сразу принята всеми католическими странами. Что касается протестантских rocy)J,apcTB, то они долгое время исходили из постулата, что «лучше разойтись с Солнцем> чем сойтись с Римом». Тем не менее, к середине XVIII века григорианский календарь завоевал практически всю Европу. Юлианский календарь сохранился лишь в России, Греции и в патриархатах восточно-христианского мира, свято и непреложно чтивших постановления святых отцов Церкви.

Православный церковный календарь, строго следующий юлианскому летоисчислению, упорядочивает время, он как бы не зависит от времени, а, в известном смысле, время зависит от него. Круг церковных праздников освящает текущее время, одновременно как бы разрывая его своим выходом в вечность. В представлении наших средневековых предков «Великая Пасхальная сецмица» не могла быть функцией времени, не могла зависеть от точности определения точки равноденствия и правильности лунных фаз. Подвижный цикл традиционной христианской Пасхалии с особенною силою подчеркивает свою независимость от фиксированного времени. Вся сложная система переходящих праздников и ceдмиц, собираясь, как в фокусе, вокруг центрального праздника - Пасхи, спиралевидным движением разворачивается из него по всему пространству годового круга, чтобы затем вновь вернуться к Светлому Христову Воскресению в другом месте и в другое время и вновь разойтись, освящая своим светом ту непроглядную ночь времени, из которой тянется к свету сознание верующего человека.

Много чудес творит Господь Вседержитель в подтверждение истинности старого стиля. По старому стилю в Великую субботу у Гроба Господня сходит Благодатный огонь, по старому стилю в День Крещения Господня освящается вода, которая сохраняется в течение десятков лет, и многое другое.

14 сентября 1925 года на день Воздвижения Животворящего Креста Господня на небесах над Афинами был знак. В этот день около четырех тысяч старостильников собрались на горах Афинских возле церкви Иоанна Богослова. Высоко на востоке заблестел огромный белый восьмиконечный крест. Его размах был несколько сот метров.

К этому времени подтянулся отряд полиции, чтобы арестовать священника, который со своей паствой не ушел в новый стиль. Началась борьба с народом, не допускавшим полицейских к священнику.

Трое полицейских вскоре сняли свою униформу и стали монахами, остальные - старостильниками. Один из них еще жив и свидетельствует об этом чуде в Афинах.

Светлана Безпальченко,
прихожанка Свято-
Покровской церкви,
г. Пологи
Из газеты «Запорожье
православное»

Категория: поучения | Добавил: admin (04.01.2019)
Просмотров: 20
 
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

СВЯТО-ПОКРОВСКИЙ СОБОР, ул. Красноармейская, 1, пгт. Петриковка, Петриковский район, Днепропетровская область,

тел. +3805634 2 4616, email: newbegin3@gmail.com