Религия должна быть не отвлеченной идеей,
не абстрактным знанием, а нормой жизни. Подчинение себя евангельским заповедям, усвоение догматов веры, концентрация ума в молитве расширя-
ют у человека возможности духовного познания.
Вы сказали слово «вера». Однако под верой можно подразумевать два фактора религиозной жизни. Первый фактор - вера как признание Божественного бытия. Этой верой в какой-то степени
обладаем мы все. Но мало верить в Бога, надо еще
верить Богу. А для этого нужны безпрерывные волевые усилия, безпрерывная борьба с собой, со
своим эгоизмом, с нашей падшей природой.
Степень включенности в религиозную жизнь
зависит от интенсивности внутренней деятельности человека. Религия во многом дело внутреннего человеческого опыта, но опыта не субъективного, а опыта всей церкви, который человек
усваивает себе. Иными словами, свой личный духовный опыт человек должен корректировать в
согласии с универсальным церковным опытом, то
есть руководствуясь учением Святых Отцов Православной Церкви.
Догматы христианства - это не абстрактные философские истины. Догматы христианства - это
идеи, несущие в себе свет, энергию и жизнь. Это
- животворящие идеи, если так можно образно
выразиться. А ложные догматы - идеи, убивающие,
мертвящие дух. Поэтому ошибаются те люди, которые сводят религию только к одним нравственным началам, которые хотят создать некоторую
адогматическую общность всех религий.
Один из философов (Якоби) сказал: «По вероисповеданию я христианин, а по уму своему - язычник». Что значат эти слова, столь точно характеризующие немалую часть современных христиан?
Он принял христианскую веру, а сам не включился в нее. Христианство явилось для него внешним
фактом, который он принял; но этот внешний факт
он не сделал внутренним фактом своей жизни.
Поэтому ум его не усвоил догматы и остался языческим, богоборческим.
Вера в догматы и делает наш ум христианским. Догматы освещают наше сознание, воцерковляют наш ум... Церковные догматы - это свет
души: они дают умственное нетление и необходимы для правильного отношения человека к
Божеству. Ложные догматы искажают духовную и
нравственную жизнь человека, поэтому Святые
Отцы были так чутки к догматической чистоте Православия, а Вселенские Соборы оттачивали каждое слово оросов и постановлений с ювелирной
точностью. В настоящее время дух либерализма
старается утвердить свой «символ веры»: верь во
что хочешь, только не причиняй зла другим - и
спасешься.