Если кто возненавидел мир, тот избежал печали.
Если же кто имеет пристрастие к чему-либо видимому, то еще не избавился
от нее; ибо как не опечалиться, лишившись любимой вещи? Хотя во всем
нужно нам иметь великое трезвение, но прежде прочего должно в этом
отношении наиболее быть разумно внимательными...
Как часто
слишком большое количество дров подавляет и угашает пламень и
производит множество дыма, так часто и чрезмерная печаль делает душу
как бы дымною и темною и иссушает воду слез.
СРЕДСТВА БОРЬБЫ С
ГРЕХОВНОЙ СТРАСТЬЮ
При достаточном бесчестии, досаждении и
выговоре... представим себе страшный приговор оного Судии; и всеваемую
в нас безрассудную печаль и огорчение без сомнения посечем кротостью и
терпением, как обоюдоострым мечом.
Желание бесчестий есть исцеление
раздражительности; псалмопение же, милосердие и нестяжание суть убийцы
печали.
Иное есть смирение кающихся, исполненное
сетования, иное зазрение совести еще согрешающих, и иное - блаженное и
богатое смирение, которое особенным Божиим действием вселяется в
совершенных. Не станем усиливаться объяснить словами сие третье
смирение, ибо труд наш будет суетен. Признак же второго состоит в
совершенном терпении бесчестий. Часто старые привычки мучительным
образом обладают и теми, которые оплакивают грехи свои, и сие не
удивительно. Слово о судьбах и падениях темно для нас, и никакой ум не
постигает, какие грехопадения случаются с нами от нерадения, какие
попущением Промысла и какие по оставлению Божию. Впрочем, некто сказал
мне, что, если мы падаем в грех по попущению Божию, то вскоре и
восстаем, и отвращаемся от греха, ибо Попустивший не дозволяет, чтобы
мы долго были одержимы бесом печали. Если мы пали, то прежде всего
против этого беса да ополчимся; ибо он, представ во время молитвы нашей
и воспоминая нам прежнее наше дерзновение к Богу, хочет отторгнуть нас
от молитвы.
За материалами сайта: ХРИСТИАНСТВО
|