РЕБЕНОК И ШКОЛА
Школа - это не только уроки.
Для ребенка это - новый образ жизни,
когда его обязывают подчиниться строгой
системе правил. Во время урока следует
сидеть за партой спокойно и внимательно
слушать учителя. Нельзя просто так выходить из класса, даже если урок совсем
наскучил. Если есть что сказать, сначала
необходимо поднять руку и дождаться позволения учителя. Школьные правила совсем не таковы, как в детском саду. Там они
направлены на удобство воспитателей, и
потому их смысл детям хорошо понятен.
В школе - это правила школьной жизни
и общественные нормы, определяющие
поведение ученика, соблюдать которые
нужно не потому, что их нарушение кому-
то повредит, а просто потому, что в стенах
школы так полагается. Принятие этих новых правил есть первый опыт вхождения
ребенка в общество. В дальнейшем сталкиваться с подобными правилами ему
придется неоднократно, а умение подчинять им свое поведение приобретается
именно на начальной стадии школьного
обучения.
Первый учитель
Учитель в жизни ребенка - самый первый представитель общества. Наверняка,
после такого утверждения у многих возник естественный вопрос: «А когда ребенок ходил в детский сад? Там ведь тоже
был свой представитель - воспитатель».
Что ж, давайте зададимся вопросом: на
кого больше всего должна быть похожа
воспитательница? Естественно, на маму, и
роль ее состоит в том, чтобы временно заменять маму, а не представлять общество.
Так какой же она должна быть? В первую
очередь - доброй. А учительница? Справедливой. И она вовсе не должна походить
на маму, которая хвалит своего ребенка,
невзирая на то, сделал ли он уроки, освоил ли счет до десяти и выучил ли наизусть
стихотворение.
Школьный класс
Школьный класс становится для ребенка первой социальной группой - группой
людей, занятых одним делом. В данном
случае это учеба. Младшеклассники, в отличие от школьников постарше, склонны придавать большое значение оценке
учителя, поэтому от учительской оценки
(в первую очередь учебной) зависит статус ребенка в классе и отношение к нему
одноклассников. Школа является первой
для ребенка моделью общества. Школьные правила - модель социальных норм.
Взаимоотношения с учителем - модель
будущих взаимоотношений с начальниками и руководителями. Взаимоотношения
с одноклассниками - модель последующих взаимоотношений с коллегами и
друзьями.
Первая учительница - первая любовь
Как уже говорилось. для школьника
младших классов учительница - первый
в жизни «полномочный представитель»
общества, чем и объясняется совершенно
особое к ней отношение многих детей. Это и любовь - вплоть до обожания, и уважение - вплоть до почитания, и восхищение -
вплоть до преклонения. Такие проявления
со стороны детей особенно заметны в первом классе. Во втором чувства становятся
уже более осмысленными. Разумеется, так
, к своей первой учительнице относятся не
все дети, но очень многие из них, и для
благополучного вхождения ребенка в общество такие чувства имеют немалое значение. Дети, у которых это отсутствовало,
впоследствии в своих взаимоотношениях
с обществом часто испытывают серьезные
затруднения. И это вполне естественно,
так как их первый контакт с социальной
средой был неудачным. Если учительница неправа
Сохранение учительского авторитета
глазах ребенка важно не для учителя и
для школы, а для нормального развития
самого ребенка. Однако, что же делать
если учитель не соответствует своей высокой роли? Такое, к сожалению, случается.
Имеет место пристрастное отношение
детям: одних любят, а других недолюбливают, причем по причинам от детей совершенно не зависящим. Бывают и случаи использования непедагогичных методов
воспитания. Одному учителю недостает профессионализма, у другого не выдерживают нервы, в результате чего он «срывается», третий просто выполняет свою
работу кое-как. В таких случаях выход
существует только один: объяснить ребенку
что учитель - обыкновенный живой человек, такой же, как и все, просто в данной
конкретной ситуации его действия по той или иной причине не совсем верны, но
допускать, чтобы в целом у ребенка сформировалось отрицательное отношение к учителю.
Что нельзя гoворить
ни в коем случае:
1. Учитель тебя не любит.
2. Учитель ставит оценки
несправедливо.
3. Ваш учитель - глупый.
4. Требование учителя выполнять не
нужно - оно неправильное. 5. Поступать так учитель не имеет
права.
То, что можно сказатъ ребенку,
но лишь в крайнем cлучае:
1. Если учитель тебя ругает чаще других, несмотря на то, что вы все ведете
себя одинаково, значит - он просто боится, что ты слишком быстро забудешь то,
что он тебе уже говорил.
2. Отметка ставится не только за знания, но и за отношение к делу. Наверное, учитель решил, что, если бы ты не
ленился, то выполнил бы работу гораздо
лучше.
3. Каждый может иногда о чем-то забыть или чего-то не заметить.
4. Возможно, в этот раз учитель случайно ошибся. Иногда такое бывает се
всеми.
5. Мы ведь с тобой не знаем точно,
почему учитель так поступил, поэтому
лучше давай не будем разбирать его
поступок.
Разумеется, это - лишь отдельные примеры. Их вовсе не нужно заучивать и воспроизводить дословно - важно только
придерживаться общего принципа, включающего три главных условия:
1. Недопустимо, чтобы действия учителя или ваше обсуждение их с ребенком
привело к падению самооценки последнего и формированию у него мнения, что о
«плохой», «глупый» и, вообще, «какой-то не
такой».
2. Следует поддерживать в ребенке
правильные представления о справедливости, о добре и зле. Если вы уверены
что учитель неправ, то нужно сделать так, чтобы ребенок не воспринял его действя
не как образец для подражания.
3. В любом случае, учительский авторитет следует поддерживать, и даже если - учитель допускает серьезные просчеты
по, объяснять их детям следует ситуационными причинами, а не недостатками педагога как личности.
А.Л. ВЕНГЕР детский псиxолог, доктор
психологических наук, профессор
|