Главное искушение - во взаимном тяготении полов, которое находит свое освящение
в Таинстве венчания и исполнении библейской заповеди:
«Плодитесь и размножайтесь, и
наполняйте землю». Господь Бог
и Его вечный закон требуют,
дабы будущие супруги сохраняли девство, душевную и телесную чистоту до вступления в
брак. Ибо такое бережное отношение друг ко другу - залог
счастливой и мирной жизни в
супружестве, во всей полноте
раскрывающемся в появлении
детей - благословенного Богом
потомства.
Вот почему в старину старались выдать девицу замуж по-
раньше и всячески берегли ее
от короткого общения с женихом, считая недозволительными
никакие вольности между ними.
И справедливо, ведь от малого
до великого падения - один
шаг. Сейчас иные времена:
большая часть человечества, отступив от Бога, вопреки совести узаконивает беззаконие, полагая разврат и блудное сожительство делом не только естественным, но и необходимым -
своеобразной проверкой будущей супружеской жизни.
«О tempora, о mores! (О времена, о нравы)» - воскликнул бы
с неподдельным ужасом Цицерон, окажись он в ХХ веке сидящим перед телевизором где-
нибудь в московской квартире.
Итак, мои друзья во Христе,
если некому сегодня следить за
нашей нравственностью, будем
сторожами сами себе и своему
подлинному земному счастью,
которое многие из нас обретут
в законном венчанном браке.
Молодые люди-христиане должны взращивать в себе рыцарское отношение к женщине.
Юноша! Благоговея перед своей матерью, как ты сможешь в
мыслях осквернять ту, которая
сама в будущем станет матерью?! Если ты именуешь девушку своей невестой и помышляешь о ней как о спутнице всей
твоей жизни, бойся и перстом
при коснуться к ней, разве что только подавая ей руку, когда
она ступает на землю и ищет
опоры, выходя из «дилижанса».
Знает ли наш юный, но мужественный читатель несколько
переосмысленную «формулу
любви», почерпнутую из Писаний святого апостола Павла? Обращаясь к дорогому для себя существу, каждый христианин должен бы уметь сказать: « ... Ищу не
вашего, а вас». И действительно, чистая и глубокая привязанность внушает благоговение к
человеку. Грубая похоть, ничем
не сдерживаемое плотское
стремление часто имеют место
там, где и речи не идет о взаимном уважении, духовном единомыслии и подлинной любви.
Прекрасные читательницы
наши! Мудра наша Мать-Церковь, заповедующая блюсти невинность как драгоценный дар,
дабы принести ее незапятнанной к венцу. Иначе, идя на поводу у несдержанного ухажера,
мы никогда (!) не сумеем оценить его душевных качеств и,
попросту говоря, разобраться в
нем как в человеке. Подобная
распущенность до брака далеко не лучшим образом характеризует личностные свойства
супругов.
Любовь, размышляют некоторые, представляет собой целокупность духовного, душевного
и телесного единства любящих.
И если над нами господствует
плоть и похоть, все творится в
угоду страстям, счастья в супружестве не жди! Посему не должно бояться быть «белой лебедью», или, как говорили в старину, «красной девицей». Напротив,
тем большее уважение вы вы-
зовете у окружающих людей, чем
больше строгости и целомудренности проявите по отношению к молодым людям, добивающимся вашего внимания.
Прекрасна, как то принято
считать, пора влюбленности. Она
и неуклюжих делает галантными, неопрятных заставляет следить за самими собой и даже
иной раз исторгает рифмы из
совсем непоэтических сердец.
Но влюбленность может стать и
болезненным состоянием. Случается это тогда, когда, полюбив,
мы забываем: един Господь является причиною бытия, светом,
дыханием и жизнью человеческого сердца. «Не сотвори себе
кумира», - гласит Святая Библия.
И часто, боготворя и преклоняясь перед своей избранницей, духовно неопытный молодой человек много вредит и
самому себе, и своей будущей
половине.
Истинный христианин всегда
постарается трезво оценивать
жизнь вокруг себя. Любовь, быть
может, в том и выражается, чтобы, видя и зная немощи и недостатки любимого человека,
терпеть их с надеждой исправить впоследствии собственной
чуткостью и пониманием. Только молитва к Богу дает силы и
мудрость, кротость и подлинную
любовь, вооружившись которыми, мы победоносно пронесем
добровольно взятый крест супружества.
А как нужна правильная самооценка в брачных делах! Мне
приходилось видеть женщин,
горько плакавших, сетовавших
на свою печальную долю в замужестве. Мужья их безпробудно пили. «А не замечали ли вы
за ними этой привычки до брака?» - спрашивал я их как священник. «Да, батюшка, - отвечали иные, - но мне казалось, что
я сильная, справлюсь, перевоспитаю его». Если ваш жених не
может пожертвовать бутылкой,
гадюкой-страстью, ради вас, то,
возьму на себя смелость сказать
однозначно, никогда не принимайте его предложения! Или
вино - или вы!
Раздавая житейские советы,
почерпнутые из пастырской
практики, а больше из народной
мудрости, добавлю еще нечто:
«Яблочко от яблоньки падает
недалеко». Если вы хотите больше узнать. о вашей будущей половине, не пренебрегайте знакомством с ее родителями. В
супружестве оказывается очень
важным, к какому сословию или
кругу принадлежат молодые муж
и жена. Если - они люди совершенно разного уклада: он - сын
лесника, а она - принцесса, то,
как вы догадываетесь, проблем
возникнет немало. Принцесса,
предположим, привыкла принимать ежедневно хвойные ванны,
а ее избранник даже не знал о
существовании рукомойника,
омываясь водой из близтекущего ручья.
Главным и необходимым условием брака для православной души является тождество веры жениха и невесты. Каноны Церкви запрещают свершение венчания православного с инославной или иноверной, если только последние не пожелают принять правую веру. Ибо брак есть
прежде всего единство двух во
Христе и в Церкви Христовой, а
это единство невозможно вне
веры православной.
Юноши! Не обольщайтесь
миловидностью лица девушки,
но лучше посмотрите на ее обращение с родной матерью.
Коль скоро вы увидите, что дочь
услужлива, предупредительна,
почтительна с родительницей, -
пред вами избранница небес!
Но если вы заметите небрежение, недовольство в тоне, дерзость и даже хамство в обращении с матерью, бегите вон из
этого дома, как будто бы то была
избушка на курьих ножках, а вы
Иванушка-дурачок-простачок.
Иные хотят поскорее выйти замуж только для того, чтобы избавиться от родительской опеки или улучшить жилищные условия.
Пусть они выходят замуж за
кого угодно: Отелло, Робинзона, д'Артаньяна, но только не за
вас! «Ищи жену не в хороводе,
а в огороде», - поучает нас русский народ. Горе мужу, если
жена его оказывается изнеженной белоручкой, которая постоянно норовит куда-нибудь выпорхнуть из дома: то в театр, то
к друзьям: Не умея толком ни
готовить, ни шить, ни рукодельничать, достойная сожаления
женщина и мужа своего сделает несчастным человеком, ежечасно от него что-то требуя и
всегда оставаясь недовольной.
Сложное, но спасительное
дело брак, если вступают в
него молодые люди не по расчету, не по страсти, а по освященной верой и молитвой любви. Свечи, которые держат в
руках новобрачные во время
венчания, - символ их готовности отдавать друг другу свет и
тепло, а самим умаляться ради
сохранения мира и единомыслия. «Тот, кто умнее, тот пусть
первый уступает», - сказал как-то один современный московский батюшка только что по-
венчанным супругам.
Венчанный брак тем и отличается от вполне уместной гражданской регистрации, что он, будучи Таинством Церкви, низводит на брачующихся Божие благословение и поставляет их на
служение супружеству.
Этот дар мы получаем от Бога
не без клятв и обетов с нашей
стороны. Господь Иисус Христос
через священника принимает
обещания жениха и невесты хранить взаимную верность, никогда не осквернять супружеского
ложа изменой и нести крест супружества до смерти. Сама кончина не разлучает преданных
друг другу мужа и жену. И как
здесь на земле, так и у Престола
Божия, во Царствии Небесном,
они будут стоять рука об руку,
увенчанные спасением в награду за веру, верность и любовь!
Не получилось у меня, о терпеливые мои читатели, сказать
емко о том, что не объемлется
и жизнью. Не поведал я вам о
главном секрете супружеского
счастья, заключающегося в том,
чтобы мужу обращаться с женой
всегда так же бережно и с такой же любовью, как и в день
венчания.
Не обмолвился о том, что девушке, обремененной множеством немощей и недугов, болезненной и хрупкой, должно
заранее получить полное представление о тяготах замужества,
потому что вынашивание, рождение детей - это настоящий
подвиг, требующий немалых
физических сил.
Не сказал, что христианский
брак, чистый и святой, вовсе не
знает никаких злоумышлений
против зачатия и самих утробных младенцев, убиение которых
составляет главное преступление нашего времени, вопиющее
на небо об отмщении за него.
Не посоветовал христианской девице, прежде чем определяться в мыслях о замужестве,
хотя бы на недельку съездить в
обитель, монастырь, дабы не укрылась от нее ангельская стезя
- монашество - путь превосходнейший, Обо всем этом читайте
в книге.
Из книги священника
Артемия Владимирова
«Учебник жизни»