«Блаженны нищие духом; блаженны алчущие; блаженны плачущие; блаженны изгнанные за Сына Человеческого». Четыре заповеди скорби. Ни о какой радости и речи нет – речь идет о скорбях этой жизни. Но почему же тогда употребляется слово «блаженны»? Да потому что скорби разрешаются радостью. Скорби, принятые во имя Христа, разрешаются великой радостью – и не только на небесах, но и здесь, на земле… Горе вам, если все люди говорят о вас хорошо, ибо так поступали с лжепророками отцы их (см.: Лк. 6, 26). Удивительные слова, исполненные огромного внутреннего смысла и силы. Горе вам, если все говорят о вас хорошо. Действительно, как же могут все говорить хорошо, когда блажены те, кто изгнан за Сына Человеческого? Ведь те, кто будет гнать за Сына Человеческого, не будут о нас говорить хорошо никогда, иначе бы они и не гнали нас.
Святой Ефрем Сирин, размышляя на тему уныния, говорит, что самое сильное средство для преодоления уныния – молиться. Молиться Богу вопреки, может быть, все возрастающему нежеланию это делать, заставлять себя молиться, обращаться к Богу с дерзновением, просить у Него помощи, чтобы не заснуть греховно, чтобы не перейти черту, отделяющую духовную жизнь от духовной смерти. Авва Дорофей говорит о необходимости не только молитвы и не только размышлений о своем собственном состоянии, но и рукоделия. Необходимо начать трудиться, непременно что-то делать. И лучше всего трудиться во благо ближних своих, будь то в семье или даже на работе или в каких-то других обстоятельствах. И если сопровождать такое рукоделие, такой труд молитвой, то мысль перестает находиться в опасной дремоте. Человек перестает погружаться в опасную духовную трясину, которая может полностью его погубить.
|