Праведный Симеон Богоприимец был, по свидетельству святого евангелиста Луки, одним из избранников Божиих, ожидавших
утешения Израилева, и Дух Святой иребывал на нем (Лк. 2, 25). Ему
было возвещено от Бога, что он не умрет до того времени, пока в мир
не придет обещанный Мессия - Христос Господь.
Древние историки сообщают, что египетский царь Птоломей II
Филадельф (285-247 до Рождества Христова) пожелал пополнить
свою знаменитую александрийскую библиотеку текстами Священных книг. Он пригласил из Иерусалима книжников. Синедрион послал своих мудрецов. Среди 72 ученых прибывших в Александрию
для перевода Священного Писания на греческий язык, был приглашен и праведный Симеон. (Работа была выполнена и получила на
звание «Перевод 72-x толковников». Именно с него в дальнейшем
Ветхий Завет был переведен на славянский язык для Болгарской, Сербской и Русской Православных Церквей.) Праведный Симеон
переводил книгу пророка Исаии. Прочтя в подлиннике слова «Се,
Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7, 14), он решил, что слово
«Дева» здесь употреблено ошибочно, вместо слова «Жена», И хотел
исправить текст. В этот момент ему явился Ангел и удержал его
руку, говоря: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что
они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа
Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы».
С того дня праведный Симеон стал ожидать пришествия Обетованного Мессии.
И вот однажды праведный Симеон, ведомый Духом Божиим, пришел в Иерусалимский храм. Это было в тот самый день (сороковой
по Рождестве Христовом), когда Пречистая Дева Мария и Ее Обручник Иосиф пришли туда, чтобы совершить обряд, положенный по
иудейскому закону, - представить пред Господом своего Божественного Первенца и принести положенную жертву.
Как только правелный Симеон увидел пришедших, Дух Святой
открыл ему, что Богомладенец, Которого держала Пречистая Дева
Л1ария, и есть ожидаемый Мессия, Спаситель мира. Старец принял
на свои руки Л1ладенца Христа и произнес свои пророческие слова:
«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром,
ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем
всех людей. Свет к просвещению язычников и славу людей Твоих
Израиля». Он благословил Пречистую Деву и праведного Иосифа и,
обращаясь к Богородице, сказал: «Се, лежит Сей на падение и на
восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - И Тебе
Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих
сердец» (Лк. 2, 22-35).
Далее святой евангелист повествует: «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою
служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа
и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 36-38).
О святом и праведном Симеоне Богоприимце известно, что он
скончался, прожив 360 лет. В VI веке святые мощи его были перенесены в Константинополь. В 1200 году его гроб видел русский
паломник святитель Антоний, будущий архиепископ Новгородский (1212-1220; 1232; память 8 октября).
Одним из величайших образов, достойных подражания, в проповеди слова Божия, патриота православной Церкви и Родины седня нам является...
Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский, в миру Иван Димитриевич Касаткин, родился 1 августа 1836
года в Березовском погосте, Бельского уезда, Смоленской губернии,
где его отец служил диаконом. Пяти лет он потерял мать. Окончив
Бельское духовное училище, а затем Смоленскую духовную семинарию, в 1857 году Иван Касаткин поступил в Санкт-Петербургскую
духовную академию. 24 июня 1860 года в академическом храме
Двенадцати Апостолов епископ Нектарий совершил пострижение
его в монашество с наречением имени Николай. В день памяти
первоверховных апостолов Петра и Павла, 29 июня, инок Николай
был посвящен во иеродиакона, а 30 июня - в престольный праздник академического храма - в сан иеромонаха. Затем по его желанию отец Николай был назначен в Японию, настоятелем консульского храма города Хакодате.
Сначала проповедь Евангелия в Японии казалась совершенно
немыслимой. По словам самого отца Николая, «тогдашние японцы
смотрели на иностранцев, как на зверей, а на христианство. как на
злодейскую церковь, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи». Восемь лет ушло на то, чтобы изучить
страну, народ, язык, нравы, обычаи тех, среди кого предстояло проповедовать, и к 1868 году паства отца Николая насчитывала уже около
двадцати японцев. В конце 1869 года иеромонах Николай в Петербурге доложил Синоду о результатах своей работы. Было принято
решение: «Образовать для проповеди между японскими язычниками
Слова Божия особую Российскую Духовную Миссию». Отец Николай был возведен в сан архимандрита и назначен начальником этой
Миссии. Вернувшись в Японию, будущий святитель передал Хакодатскую паству иеромонаху Анатолию, а сам перенес центр Миссии
в Токио. В 1871 году в стране началось гонение на христиан, многие подвергались преследованиям (в том числе первый православный японец, знаменитый впоследствии миссионер-священник Павел
Савабе). Только к 1873 году гонения несколько прекратились, и стала возможна свободная проповедь христианства.
В тот же год архимандрит Николай приступил к строительству
в Токио церкви и школы на пятьдесят человек, а затем и духовного
училища, которое в 1878 году было преобразовано в семинарию.
В 1874 году в Токио прибыл Преосвяшенный Павел, епископ
Камчатский, чтобы рукоположить во священный сан рекомендуемых
архимандритом Николаем кандидатов из местного населения. К этому времени при Миссии в Токио действовали четыре училища -
катихизаторское, семинарское, женское, причетническое, а в Хакодате два - для мальчиков и девочек. Во второй половине 1877 года
Миссией стал регулярно издаваться журнал «Церковный вестник».
К 1878 году в Японии насчитывалось уже 4115 христиан, существовали многочисленные христианские общины. Богослужение и преподавание на родном языке, издание книг религиозно-нравственного
содержания - вот средства, которые позволили Миссии добиться за
короткий срок столь значительных результатов.
30 марта 1880 года в Троицком соборе Александро-Невской
Лавры состоял ась хиротония архимандрита Николая во епископа.
Вернувшись в Японию, святитель с еще большим усердием стал
продолжать свои апостольские труды: завершил строительство собора Воскресения Христова в Токио, принялся за новый перевод Богослужебных книг, составил на японском языке особый православный Богословский словарь.
Большие испытания выпали на долю святителя и его паствы в
период русско-японской войны. За свои подвижнические труды в
эти тяжелые годы он был удостоен возведения в сан архиепископа.
В 1911 году исполнилось полвека с тех пор, как молодой иеро-
монах Николай впервые ступил на японскую землю. К тому времени
в 266 общинах Японской Православной Церкви было 33017 христиан, 1 архиепископ, 1 епископ, 35 священников, 6 диаконов, 14 учителей пения, 116 проповедников-катихизаторов. 3 февраля 1912 года, на 76-м году жизни, просветитель Японии
архиепископ Николай мирно отошел ко Господу. Священный Синод
Русской Православной Церкви 1 О апреля 1970 года вынес акт о прославлении святителя в лике равноапостолов, ибо в Японии святой
уже давно был чтим как великий праведник и молитвенник пред
Господом. Молитвами всех святых угодников Божиих да исцелит Господь раны на теле нашей родины - Святой Украины.
|