В частности
1) Каким народам мог проповедовать он в древней Скифии, или
нынешнем Новороссийском крае? Прежде всего, достоверно, что
здесь, на всем протяжении черноморского берега, было тогда несколько поселений греческих, каковы: Ольвия, Херсонес, Феодосия,
Пантикапея. Но не менее достоверно, что главнейшими обитателями
этих стран были народы варварские, а в числе их скрывались, хотя и под чужими именами, некоторые племена славянские. Так,
весьма основательно и справедливо некоторые ученые начали признавать ныне за славян древних гетов, которые во времена апостолов обитали по обеим сторонам Дуная у самого устья его, потом
простирались вверх по областям русским до реки Тираса (Днестра),
от которой называемы были тирагетами (тиверцами), далее до самого Днепра и за несколько лет пред Рождеством Христоным
(ок. 60-55) проникли в Крым, где овладели Ольвией и другими
греческими поселениями. Чтобы убедиться в славянстве гетов, или
даков, стоит только взять во внимание а) постоянное местопребывание их, по древним географам, в соседстве невров и будинов
(вудинов, венедов), которые неоспоримо были истинные славяне,
И С этим снести б) ясное свидетельство Феофилакта Симокатты
(629 г.), угверждающего, что славяне древле называемы были гетами (венедами, генетами, енетами, гентами, гетами), а потом свидетельство ученейшего Фотия, двукратно повторившего ту же самую
мысль, Фотия, который находился в ближайших отношениях к
славянам, занимаясь обращением их, и потому легко мог приобрести
о них основательнейшие сведения. Стоит вникнуть в) в смысл немногих слов гетских, сохраненных Страбоном, которые звучат чисто
по-славянски, таковы: имя энаменитейшего вождя гетов - Войревиста или, как в другом месте, Виревиста, имя совершенно схавянское, долго употреблявшееся в Польше, в двойной форме: Боривой и
Боревист, а ныне употребляющееся в сокращении: Боревич, Bыpвич; также название одной реки гетской - Богайон, которым называли они и одну священную свою высоту, находившуюся у этой
реки, звук, совершенно похожий на Бог-гай, Бугай - лес, посвященный божеству, как называются и доныне многие местности в
Польше . Стоит также припомнить г) два древние предания славян: одно то, что их предки имели когда-то дело с Александром Beликим, победителем гетов, и другое о счастливых сечах Траяна в
Дакии, где, как известно, он воевал с тамошними обитателями, гетами, или даками, и д) посмотреть на теперешних обитателей древней Дакии валахов - народ, происшедший из смеси коренных жителей страны и римских переселенцев, который говорит смесью хатинского языка со славянским и который целые века слушал богослужение
на языке славянском и употреблял его в своей липхоматике.
Должно, кажется, согласиться и с теми, кои думают видеть
племя славянское в кровичах (кровивах), которых Плиний полагает
за Дунаем же, по соседству с тирагетами, в России, хотя и неопределенно. В пользу этого мнения говорит самое имя народа -
кровичи, столь сходное с названием кривичей, по Нестору, одного из племен славяно-русских; частию и то, что со времен Геродота все
почти географы указывают жилища кровичей в тех самых местах,
где жили и геты, именно между Дунаем, Понтом и Гемом, или Балканскими горами; наконец то, что, по древнему свидетельству,
кровичи чтили мудреца своего Замолксиса как мужа божественного
и почти как бога, а этот Замолксис, по другому древнему сказанию,
был родом гет - и геты-то чтили его таким образом; этот Замолксис, по третьему преданию, сохранившемуся у позднейших греков, был древнейший философ русский. «Скифы-руссы,- пишет
Лев Диакон в описании войны Святославовой против болгар и греков,- научились языческому богослужению и эллинским жертвоприношениям, как говорят, от своих философов Анахарсиса и Замолксиса». Посему кровичи, верно, были только особое поколение
гетов, или славян, наших предков.
Не без основания, наконец, некоторые хотят признавать славянами и всех сарматов, только что выступивших в первом веке из-за
Дона и наводнивших весь нынешний Новороссийский край под именем роксоханов и языгов , ссылаясь а) на происхождение сарматов
из Мидии, откуда вместе с ними выводили древние и генетов, или
венедов, народ славянский, и, в частности, цигинов, или чехов, одно
из племен славянских; б) на совпадение жилищ некоторых отраслей сарматских с живищами славян: так, сарматы Амаксовии, по
свидетельству Певтингеровых карт, обитали внутри нынешней
Польши, в стране, которая называется Мазовией или Мазовшей, и
самое море Балтийское, известное у древних от местных обитателей
под именем Венедского, называлось также у них Сарматским; в) на
причисление к коренным племенам сарматским невров и вудинов,
племен славянских; г) на сходство и даже будто бы единство имени
«сармат» С именем «сбрат» или «серб» и на то, что жители Сарматии в древности будто бы назывались сербами и пр. Не без основания, говорим, и это мнение, однако ж во всей обширности принять его нельзя, ибо имя сарматов хотя в начале, подобно имени скифов, могло быть собственным именем одного определенного народа, но вскоре, подобно тому же названию скифов, сделалось общим для многих и даже всех народов, обитавших в России, или
лучше сделалось именем не какого-либо народа, а местным названием страны. Следовательно, хотя бесспорно, что под этим именем,
как прежде под именем скифов, скрывахись и племена славянские, даже, может быть, по преимуществу славянские, но в то же время
скрывались и неславянские, тем более что сохраненные древними
слова и имена некоторых сарматов, находимые также на древних медалях, звучат совершенно не по-славянски .
Итак, проходя с словом истины чрез древнюю Скифию от Дона
и до Дуная, святой апостол Андрей должен был встречать на пути
своем между прочим и славянские племена, даже по преимуществу
славянские.
2) Кому мог проповедовать он в древней Сарматии, или нынешнем Кавказском крае? Там было главное местопребывание сарматов.
разделявшихся на многие племена; но там же, начиная от Киммерийского Босфора. или нынешнего Керченского пролива, обитали, по
Плинию, и несарматекие народы: меоты, вахы, сербы, аррехи, цинги
и псесии. О сарматах мы также высказали свои мысли. В рассуждении же прочих народов не можем не заметить, что, по крайней
мере, один из них, именно сербов, лучшие современные знатоки славянских древностей не сомневаются признавать за чистых славян,
а некоторые даже покушались производить от сего народа и все славянские племена, издревле населяющие обширнейшие страны Европы. Самое уже имя сербов, имя чисто славянское, и доселе остающееся названием одного из поколений славянских, весьма разительно говорит об истине. К сему должно присовокупить еще два
славянские названия рек, протекавших в стране этих меотических
сербов: реки Маравиос, которая, по Птолемею, была побочною рекою Дона, и реки Серпы, или Сарпы, известной доныне
между Волгою и Доном, и наконец, важное замечание, что некоторые писатели, как древнейшие Плиния и Птолемея, упоминающих
здесь о сербах, так и позднейшие здесь же точно или около здешних
мест полагают то вудинов, то булгар, то бесчисленные племена антов, коих славянское происхождение неоспоримо. Следовательно,
и в древней Сарматии по восточному берегу азовского моря и далее
на неопределенном пространстве святой апостол Андрей в числе
слушателей своих, естественно, встречал и племена славянские.
Что же касается до народов, которым благовествовал сей апостол
в Закавказье, то мы отнюдь не думаем искать в них чего-либо славянского. И потому, оставляя их в стороне, обратимся к вопросу более к нам близкому.
3) Кому мог проповедовать Первозванный ученик Христов во
внутреннейших областях России, начиная от устья днепровского до
Киева, Новгорода и Балтийского моря? По соображению достоверных свидетельств Плиния и Тацита, писателей современных апостолам, оказывается, что здесь, на всем протяжении пути святого благовестника, обитали тогда не другие какие-либо народы,
а именно наши предки славяне. Плиний (79 г.) полагает венедов, или
славян, в средине с одной стороны между сарматами, а с другой -
между скирами и гиррами . Но сарматы господствовали тогда на
востоке, по реке Дону к Азовскому морю, И на юге, по морю Черному, в нынешнем Новороссийском крае, а жилища скиров и гирров
находились на поморье Балтийском. Следовательно, по преданию,
сохраненному Плинием, все страны от Дона и Черного моря или,
точнее, Новороссийского края до самых берегов Балтики населены
были в первом веке по Рождестве Христове народами славянскими.
По словам Тацита (ок. 100 г.), венеды простирахисьв его время на
всем пространстве между пределами певкинов и финнов - певкинов, обитавших в горах нынешнего Седмиградия на правом берегу
Днестра вниз к устью этой реки и Черному морю, и финнов, из-
древле занимавших крайние границы северной Европы и только некоторыми ветвями своими простиравшихся с одной стороны по берегу моря Балтийского до нынешней Эстонии, с другой до соединения
рек Волги и Камы. Отсюда очевидно, что все внутренние области
России от северных пределов новгородских на протяжении к югу,
где ныне губернии Московская, Смоленская, Черниговская, Киевская до самого Днестра и Черного моря были тогда занимаемы сла-
вянами.Следовательно (по снесении свидетельств Плиния и Тацита)
славяне занимали во времена апостольские значительнейшую часть
нынешней Европейской России и граничили к северу с финнами
около северных краев теперешнего Новгорода, к востоку частию с
финнами же до соединения Камы с Волгою, а частию с сарматами
по Дону, к югу с теми же сарматами, кочевавшими в краях Черноморских, а к западу частию с финнами, скирами и гиррами, простиравшимися по поморью Балтийскому, частию же с певкинами по реке Днестру.
Итак, собственно в коренной России святой апостол Андрей, если он действительно здесь путешествовал, проповедал Евангелие не
кому-либо другому, а, без сомнения, стародавним здешним обитателям, предкам нашим - славянам.
После сего остается нам решить последний вопрос, без разрешения коего все наше изыскание о проповеди Первозванного в пределах русских было бы неполно и недостаточно к произнесению о ней
окончательного приговора,- вопрос о том: