Всем время и время всякой вещи под небесем. Еккл.3.1.
Видите ли горы сия ? Яко на сих горах возсияет благодать Божия. Лаврентиевская летопись. С.4[67]
Если от настоящего порядка вещей в пределах нашего отечества мы
перенесемся мыслию в те отдаленные времена, когда не было еще в
этих пределах самого царства Русского, и сравним прошедшее с настоящим, нас, без сомнения, поразит тогдашний беспорядок. Народы
и племена, обитавшие на пространстве нынешней России, кроме того
что находились на самой низкой степени общественного развития,
разделены были между собою постоянною ненавистию. Взаимные
раздоры, набеги и опустошения составляли главнейшее их занятие.
Сильные теснили слабых, владычествовали над ними и в свою очередь делались рабами сильнейших. В то же время орды диких пришельцев, как потоки огненной лавы, с шумом стремились в наши
пределы и, протекая их из края в край, разрушали все, что ни попадалось, пока наконец не обессиливали себя взаимно. Царства готов,
гуннов, аваров и хазаров, быстро возникавшие одно за другим на
пространствах России, подобно грозным метеорам, от которых не
раз приходил в трепет сам Римский колосс, так же быстро и распадались, не оставляя после себя почти ничего, кроме грозных обломков. Картина мрачная и самая безотрадная! Но всмотримся ближе в
эту картину - и мы увидим в ней немало светлых точек, увидим,
что и в этом политическом хаосе скрывались уже семена той прекрасной жизни, которая с такою полнотою цветет ныне на нашей
отечественной почве. Перечисляя народы, издревле обитавшие в
России, древние историки упоминают там и сям о племенах оседлых,
которые любили заниматься землепашеством и скотоводством; упоминают и о таких племенах, которые имели уже свои города и производили торговлю; нередко хвалят семейственные и даже гражданские добродетели этих племен: святость их брачных союзов, уважение к голосу старцев в делах общественных, взаимное доверие, добродушие, гостеприимство, древнюю простоту нравов и проч. Все это
разве не основные стихии быта общественного и благоустройства?
Оставалось только отделить их от стихий вредных и враждебных,
соединить между собою, упорядочить, образовать - и самое прочное политическое здание готово было возникнуть.
Такое же точно зрелище представляют нам отечественные страны
и в отношении религиозном, если сравним настоящее их состояние с
тогдашним. Ныне у нас, можем не обинуясь сказать, совершенный
день истинного боговедения - тогда была совершенная ночь; ныне
свет Христов ярко сияет на всем протяжении неизмеримой Pocии - тогда она покрыта была густым мраком идолопоклонства. Но
сохранились свидетельства, что и во мраке том мерцали уже звезды,
которые указывали путникам прямой путь к горней отчизне, что такие звезды время от времени более и более умножались в числе,
пока не наступила наконец заря - предвестница радостнейшего yтра. Свидетельства эти говорят нам:
1) что еще святой апостол Андрей Первозванный протек с евангельскою проповедию некоторые
страны наши; указывают потом несомненные следы христианства
2) в древней Скифии, или нынешнем Новороссийском крае ,
3) в древней Сарматии, или нынешнем Кавказском крае , И еще
более
4) в древних Иверии и Армении, или нынешнем Закавказье.
Мало, без сомнения, и почти незаметно было все это в тот вехи-
кий период Церкви, когда в других странах мира, и особенно в пределах римских, сияла уже она полным светом, когда совершались в
ней величайшие события, имевшие влияние на всю ее судьбу, процветали сонмы великих пастырей и учителей, изумляли мир своею
святостию лики великих подвижников, составлялись Вселенские Со-
боры, утвердившие святую веру на все последующие века. Малы
были, повторяем, и почти незаметны в то время немногие следы
христианства, которые появлялись в пределах наших. Но будем помнить, что всему есть свое время и чреда, что, по премудрым планам
Промысла, самого царства Русского еще не было тогда на земле.
Другие царства выполняли свое предназначение в человеческом роде,
а для России вместе с ее Церковию готовился жребий впереди.
|